Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Кубаревой Т.В.,
судей Кулакова А.В., Лозовой Н.В.
при секретаре Крупенниковой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
19 июля 2016 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционному представлению прокурора Рамешковского района Тверской области
на решение Рамешковского районного суда Тверской области от 27 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В исковых требованиях прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице уполномоченных органов: Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Тверской области к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Моряк", администрации сельского поселения Заклинье Рамешковского района Тверской области, Комитету по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области, Смирнову С.А. о признании права собственности Российской Федерации на покрытые лесом земельные участки - отказать".
Судебная коллегия
установила:
21 декабря 2015 года прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением к СПК "Моряк", Смирнову С.А. о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, покрытый лесом, признании отсутствующим право бессрочного (постоянного) пользования, об истребовании в собственность Российской Федерации участка из чужого незаконного владения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения действующего законодательства по фактам рубки лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения установлено, что согласно свидетельству N 46 от 24 ноября 1992 года на основании решения (постановления) от 05 ноября 1992 года N 232-5 для ведения сельскохозяйственного производства СПК "Моряк" предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 5363 га земли. Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ТВО N 26-000083 СПК "Моряк" предоставлено 4186 гектаров земель, из которых 1610 гектаров передано в бессрочное (постоянное) пользование. В соответствии с экспликацией земель (акт ТВО N 26-000083), предоставляемых СПК "Моряк", в постоянное (бессрочное) пользование передано 1610 га, из которых 1463 га - леса, кустарники, 10 га - под водой, 137 га - другие земли. Перспективным планом ведения лесного хозяйства ОКП "Моряк" от 2000 года, а также планом лесонасаждений ОКП "Моряк" подтверждается проведение лесоустройства на указанном участке местности. В соответствии с описанием и свидетельством о государственной регистрации права от 13 августа 2008 года 69-АБ N 227398 в собственность Российской Федерацией перешел лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 1105 га.
Договором о совместной деятельности по ведению лесного хозяйства, заключенным 11 февраля 2000 года, подтверждается факт ведения на указанных участках лесного хозяйства. Между тем, участки лесоустроенных лесов бывшего ГУ "Рамешковский районный лесхоз", а именно 673 га (квартала: 1-3, 5, 8, выдела: 8-15,19, 1-14, 1-30, 2- 5, 6, 1, 3, 6, 12, 14) остались не отнесенными к землям лесного фонда.
В 2015 году разработан проект культуртехнической мелиорации на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК "Моряк", на общей площади 27 га в районе деревни Иваньково Рамешковского района Тверской области. Место расположения объектов - 16 км на северо-восток от поселка Рамешки.
21 апреля 2015 года между председателем СПК "Моряк" и Смирновым С.А. заключен договор подряда на проведение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности.
Ссылаясь на положения п. 1, 2 ст. 7, ст. 8, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 36, 101, 130 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Положение о колхозных лесах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, ст. 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О реорганизации колхозов и совхозов", Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", ст. 6 (п. 1 и 3) и 67 - 69, 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации, полагает, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Спорные земельные участки ранее относились к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, участки не предназначены для сельскохозяйственного производства, относятся к собственности Российской Федерации и являются ограниченными в обороте.
В соответствии с Перспективным планом ведения лесного хозяйства ОКП "Моряк" от 2000 года, а также планом лесонасаждений ОКП "Моряк" участки: квартал - 1 выдела 8-15, 19; квартал - 2 выдела 1-14; квартал - 3 выдела 1-30; квартал 5 - выдела 2-5,6; квартал - 8 выдела 1, 3, 6, 12, 14 общей площадью 673 га заняты лесными насаждениями, ранее относились к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-ГХ, и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и с начала их использования фактически по своему целевому назначению были отнесены к землям лесного фонда.
Указанные участки лесоустроены, в том числе проведена таксация данных лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, расположенных на данной территории. Таким образом, в нарушение требований ст. 209 ГК РФ, СПК "Моряк" незаконно принял решение по проведению культуртехнической мелиорации, тем самым распорядился не принадлежащим ему имуществом.
Учитывая, что спорным земельным участкам, общей площадью 673 га, незаконно установлен статус земель сельскохозяйственного назначения, и то, что у СПК "Моряк" отсутствует право распоряжения земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, надлежащим способом защиты нарушенных имущественных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц на пребывание в лесах и получение лесов в пользование является прекращение незаконно сохраняющегося правоотношения (ст. 12 ГК РФ) и истребование имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованы интересами сохранения лесов - средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением администрации Тверской области от 01.02.2006 N 61-ра лесоустроительные земли, общей площадью 216567 га, отнесены к категории земель - земли лесного фонда, в Рамешковском районе отнесено 66167 га.
Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 557-ра, земли общей площадью 58629,6 га, расположенные на территории Рамешковского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда. Согласно приложению к указанному распоряжению по ОКП "Моряк" переведено 1105 га.
Просил суд признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, покрытый лесом, отсутствующим право бессрочного (постоянного) пользования СПК "Моряк" на участки, расположенные в Рамешковском районе, сельское поселение Заклинье Тверской области в границах: квартал -1 выдела 8-15,19; квартал - 2 выдела 1-14; квартал - 3 выдела 1-30; квартал - 5 выдела 2-5, 6; квартал - 8 выдела 1, 3, 6, 12, 14; истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения СПК "Моряк" и передать земельные участки, общей площадью 673 га, расположенные в Рамешковском районе сельского поселения Заклинье Тверской области в перечисленных границах по материалам лесоустройства 2000 года ГУ "Рамешковский сельский лесхоз" ОКП "Моряк" по акту приема передачи Министерству лесного хозяйства Тверской области.
Определением суда от 10 февраля 2016 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Рамешковского района Тверской области, Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области.
Определением суда от 27 апреля 2016 года принят отказ помощника прокурора Рамешковского района Тверской области Савельева К.А. от исковых требований в части требований: признать отсутствующим право бессрочного (постоянного) пользования СПК "Моряк" на участки, расположенные в Рамешковском районе сельское поселение Заклинье Тверской области в границах: квартал -1 выдела 8-15,19; квартал - 2 выдела 1-14; квартал - 3 выдела 1-30; квартал -5 выдела 2-5, 6; квартал - 8 выдела 1, 3, 6, 12, 14; истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения СПК "Моряк" и передать названные земельные участки общей площадью 673 га по материалам лесоустройства 2000 года ГУ "Рамешковский сельский лесхоз" ОКП "Моряк" по акту приема-передачи Министерству лесного хозяйства Тверской области, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Рамешковского района Тверской области Савельев К.А. требования в оставшейся части поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований, дополнительно пояснил, что статьей 7 Лесного кодекса РФ введено понятие "лесной участок", но содержание этого понятия не раскрывается, а лишь устанавливается, что таким участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно положениям ЛК РФ, а также ст. 16 Градостроительного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются по лесным кварталам и лесотаксационных выделам, их границам и площади. Границы лесных участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
В соответствии со ст. 42.9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если для образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержден проект межевания земельного участка или земельных участков, а в целях установления местоположения границ лесных участков разработана проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, местоположение границ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ устанавливается в соответствии с указанными документами. Площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, может отличаться от площади такого земельного участка, указанной в документе, который предусмотрен частями 1-3 настоящей статьи и в соответствии с которым определялось местоположение границ такого земельного участка, на десять процентов.
Материальный истец Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание представителя не направил, представил в суд письменные объяснения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и, ссылаясь на перечисленные прокурором нормативные правовые акты, удовлетворить требования прокурора. В соответствии с описанием и свидетельством о государственной регистрации права от 13 августа 2008 года 69-АБ N 227398 в собственность Российской Федерации перешел лесной участок, общей площадью 1105 га, категории земель - земли лесного фонда. Участки лесоустроенных лесов бывшего ГУ "Рамешковский районный лесхоз" общей площадью 673 га остались предоставленными в бессрочное (постоянное) пользование СКП "Моряк". В материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. СКП "Моряк" распоряжается не принадлежащим ему имуществом, незаконно предоставленным для ведения сельскохозяйственного производства и не используемым с установленным для него целевым назначением.
Уполномоченным органом по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование на территории Тверской области является Министерство лесного хозяйства Тверской области. Полномочий по предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков администрация Рамешковского района Тверской области не имела.
Кроме этого, согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Доказательства проведенной процедуры перевода спорных земельных участков из одной категории (земли лесного фонда) в другую категорию отсутствуют. Отнесение земельного участка общей площадью 673 га к землям сельскохозяйственного назначения не основано на законе.
Материальный истец Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления, ответчик администрация сельского поселения Заклинье Рамешковского района, третье лицо Министерство лесного хозяйства Тверской области ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В судебном заседании представитель СПК "Моряк" Сайтов Ш.У. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель СПК "Моряк" Головин В.Ю. в суде иск прокурора не признал по доводам, изложенным в возражениях на исковые требования, дополнительно пояснил, что право государственной собственности на данные земельные участки не оспаривается. Однако для разграничения права собственности на землю и отнесения этих земельных участков к федеральной собственности в соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ необходимо, чтобы эти участки входили в состав земель лесного фонда, но они в состав земель лесного фонда не входят. Без четкого определения границ земельных участков вопрос решить невозможно, ущемляются права СПК "Моряк".
Прокурором Рамешковского района пропущен срок исковой давности по данному требованию, который необходимо исчислять со дня первоначального предоставления земель, но не позже чем с 18 августа 1993 года.
Ответчики Смирнов С.А., администрация Рамешковского района Тверской области, Комитет по управлению имуществом Рамешковского района Тверской области, третье лицо Управление Росреестра по Тверской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей направили.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Курзов А.Н. в предыдущих судебных заседаниях полагал заявленные прокурором требования законными и обоснованными и просил их удовлетворить, пояснив, что ранее лесоустроенные леса признаются как ранее учтенные земельные участки. Работа по межеванию лесного фонда сейчас проводится, но 30% бывших колхозных лесов еще не отмежевано. Чтобы провести межевание конкретного участка, который заявлен в исковых требованиях, потребуется не один месяц. У министерства лесного хозяйства сейчас нет средств на межевание. Сначала участок надо отнести к землям лесного фонда, потом министерство лесного хозяйства будет выделять на это средства, ставить на кадастровый учет. Границы участков можно определить только по лесным картам, по материалам лесоустройства 2000 года. На основании материалов лесоустройства можно определить, что спорные участки являются земельными участками, покрытыми лесом. В материалах лесоустройства все описано, что произрастает, возрастные характеристики, объемные характеристики. Материалы лесоустройства действуют до нового лесоустройства. В 2011 году выделялись деньги для проведения лесоустройства только на земли лесного фонда, а спорный участок в земли лесного фонда не входил. Участок сейчас относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
На судебное решение прокурором Рамешковского района Тверской области Горячевым В.А. принесено апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права по основаниям, которые послужили основанием для предъявления настоящего иска.
Предоставленные ОКПК "Моряк" в аренду земли сельскохозяйственного назначения ранее были учтены и относились к единому лесному фонду, о чем свидетельствуют материалы лесоустройства и таксационное описание, а также договор о ведении лесного хозяйства от 2000 года, которыми подтверждается факт произрастания на указанных участках многолетнего леса и ведение в нем лесного хозяйства. Согласно постановлению от 31.12.2002 года N 412 договор аренды указанных земельных участков расторгнут по соглашению сторон, земли общей площадью 1174 га изъяты из аренды СПК "Моряк" в фонд перераспределения земель по категории земли сельскохозяйственного назначения. Участки лесоустроенных лесов бывшего ГУ "Рамешковский районный лесхоз", а именно 673 га (квартала: 1-3, 5, 8, выдела: 8-15,19, 1-14, 1-30, 2-5, 6, 1, 3, 6, 12, 14) остались не отнесенными к землям лесного фонда, а, следовательно, не включены в Распоряжения администрации Тверской области от 01.02.2006 N 61-ра, N 557-ра от 27.11.2006.
Делая данный вывод о том, что доказательств отнесения спорного земельного участка ранее к колхозным лесам не имеется, суд не принял во внимание наличие лесоустройства, таксационное описание, а также договор о ведении лесного хозяйства от 2000 года.
Согласно статье 4.2 Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
Таким образом, спорные земельные участки ранее относились к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, участки не предназначены для сельскохозяйственного производства, относятся к собственности Российской Федерации и является ограниченными в обороте.
Спорный земельный участок находится в фонде перераспределения района и относится к неразграниченной государственной собственности по категории земель сельскохозяйственного назначения, что делает возможным его передачу (отчуждение) в порядке, определённом законодательством, лицам, осуществляющим соответствующую деятельность.
Действующее законодательство не предусматривает возможности субъектом Российской Федерации самостоятельно оформить указанные участки, покрытые лесом, в собственность.
В настоящее время администрация сельского поселения Заклинье Рамешковского района уполномочена на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем указанные участки могут быть переданы лицам в пользование (аренду) как земли сельскохозяйственного назначения, что может повлечь определенные злоупотребления со стороны третьих лиц.
Кроме того, установлен факт осуществления хозяйственной деятельности на указанной территории со стороны СПК "Моряк", который под видом проекта культуртехнической мелиорации фактически осуществлял вырубку многолетней древесины.
В данном случае прямо нарушаются интересы Российской Федерации, так как ставится под угрозу один из важнейших принципов государственной политики в сфере охраны окружающей среды, направленный на воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Государство не может должным образом производить охранные, защитные, а также иные мероприятия в отношении указанных участков, пока не будет признано право Российской Федерации на земельный участок покрытый лесом.
Федеральное агентство лесного хозяйства в письменных пояснениях на апелляционное представление прокурора поддерживает позицию прокурора, просит апелляционное представление удовлетворить, изложив позицию по данному спору аналогичную позиции прокурора Рамешковского района Тверской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав докладчика по делу, выслушав пояснения прокурора Ушаковой С.А., представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области Огневой Ю.А., поддержавших доводы апелляционного представления прокурора Рамешковского района Тверской области, представителя СПК "Моряк" Саитова Ш.У. и Головина В.Ю., просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено, что по свидетельству на право собственности на землю, землевладения, землепользования от 05 ноября 1992 года N 46 администрацией Рамешковского района Тверской области колхозу "Моряк" для ведения сельскохозяйственного производства предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 5 363 га земли, в том числе: сельскохозяйственные угодья - 3063 га, из них: пашни - 3063 га, залежней - 29 га, сенокос - 79 га, пастбищ - 749 га, прочих угодий - 2300 га.
Постановлением Главы администрации Рамешковского района Тверской области колхоз "Моряк" перерегистрирован в ОКП колхоз "Моряк", правопреемником которого является СПК "Моряк".
Как следует из Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ТВО N 26-000083, постановлением главы администрации Рамешковского района от 18 февраля 1993 года N 48 ОКП "Моряк" предоставлено 4 186 га земель, в том числе, в коллективную совместную собственность - 2 576 га, бессрочное (постоянное) пользование - 1610 га в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства.
Постановлением Главы администрации Рамешковского района Тверской области от 31 декабря 2002 года N 412 договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 18 февраля 1993 года N 73, заключенный между администрацией Рамешковского района и ОКПК "Моряк", расторгнут с 01 января 2003 года. Из аренды СПК "Моряк" изъят земельный участок общей площадью 1 174 га, в том числе, сельхозугодий -551 га (пашни - 375 га, залежни - 6 га, сенокосов - 3 га, пастбищ - 176 га, лесов - 528 га, кустарников - 85 га, под водой - 1 га, других земель - 9 га), расположенный по адресу: Тверская область, Рамешковский район, Заклинский сельский округ, в фонд перераспределения по категории земли сельскохозяйственного производства.
Распоряжением администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 557-р "О переводе земель из одной категории в другую" земли сельскохозяйственного назначения ОКП "Моряк", общей площадью 1105 га, переведены из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 13 августа 2008 года.
Прокурор Рамешковского района обратился в суд с иском к СПК "Моряк", Смирнову С.А., в котором, полагая, что земельные участки, общей площадью 673 га, расположенные в Рамешковском районе, сельское поселение Заклинье Тверской области в границах: квартал - 1 выдела 8-15, 19; квартал - 2 выдела 1-14; квартал - 3 выдела 1-30; квартал - 5 выдела 2-5, 6; квартал - 8 выдела 1, 3, 6, 12, 14, категория - земли сельскохозяйственного назначения, которые СПК "Моряк" пользуется на праве аренды, покрыт лесом, то есть относится к землям лесного фонда, просит признать право собственности Российской Федерации на него.
Исходя из установленных на основании исследованных и оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ материалов дела обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь законодательством о государственной собственности на лесные участки, действовавшим как в советский период, так и на протяжении периода от возникновения спорных правоотношений по владению и пользованию спорным земельный участком Российской Федерации ответчиком до настоящего времени, пришел к выводу о том, что истцом не доказан тот факт, что по состоянию на 1992 год спорный участок в соответствии с ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РСФСР был учтен в земельно-учетных документах как колхозные леса, за период с 1992 года по настоящее время была изменена категория земельного участка, а именно произведен перевод спорной земельной территории из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда с соблюдением требований действующего законодательства.
Поскольку органами исполнительной власти Тверской области решение о переводе спорного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не принималось, суд решил, что стороной истца не представлено доказательств нарушения прав Российской Федерации ответчиком, основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют.
Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 7 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
По ч. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Как следует из материалов дела, в аренде СПК "Моряк" находились земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются не только сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, но и земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Тот факт, что на некоторых из предоставленных СПК "Моряк" землях имеются лесные насаждения, не позволяет безусловно отнести их к землям лесного фонда.
По настоящему делу, как правильно отмечено судом, истцом не доказано, что спорный земельный участок является лесным участком.
Кроме того указание земельных участков как расположенных в Рамешковском районе, сельское поселение Заклинье Тверской области в границах: квартал -1 выдела 8-15,19; квартал - 2 выдела 1-14; квартал - 3 выдела 1-30; квартал - 5 выдела 2-5, 6; квартал - 8 выдела 1, 3, 6, 12, 14, общей площадью 673 га, не свидетельствует об их индивидуализации, что позволяло бы достоверно определить характеристики (границы) земельных участков, на которые прокурор просил признать право собственности РФ.
Статья 69 ЛК РФ, согласно п. 2 которой местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади, утратила силу с 1 октября 2015 года.
В соответствии с ч.3 ст.70.1 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
То обстоятельство, что постановлением от 31.12.2002 N 412 договор аренды земельных участков расторгнут по соглашению сторон, земли общей площадью 1174 га изъяты из аренды СПК "Моряк" в фонд перераспределения земель по категории земли сельскохозяйственного назначения, не может служить основанием для признания указанных прокурором участков, не включенных в распоряжения администрации Тверской области от 01.02.2006 N 61-ра, N 557-ра от 27.11.2006, относящимися к землям лесного фонда.
Не является основанием для удовлетворения требований прокурора и тот факт, что администрация сельского поселения Заклинье Рамешковского района уполномочена на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем указанные участки могут быть переданы лицам в пользование (аренду) как земли сельскохозяйственного назначения, поскольку данные земли таковыми и являются.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рамешковского районного суда Тверской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Рамешковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи А.В. Кулаков
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.