Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Алиеве М.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе Васюкова В.П. на решение Бологовского городского суда Тверской области от 16 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области к Васюкову В.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить.
Взыскать с Васюкова В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего по адресу: "адрес" в пользу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, по налогу на имущество за 2013-2014 годы - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, а также пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, а всего - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
Взыскать с Васюкова В.П. государственную пошлину в доход государства в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васюкову В.П. с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, которые мотивировала тем, что ответчик, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога, в установленные законом сроки налоги не уплатил, в связи с чем образовалась задолженность. На имеющуюся задолженность на основании статьи 75 НК РФ были начислены пени. Требованиями, направленными в адрес ответчика, налоговая инспекция предложила оплатить имеющуюся задолженность. Однако задолженность не погашена.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы, изложенные в иске, поддерживают.
В судебном заседании Васюков В.П. по существу требования не оспаривал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Васюков В.П. просит решение Бологовского городского суда Тверской области от 16 мая 2016 года отменить, в удовлетворении иска отказать, поскольку административное исковое заявление было подано с пропуском срока. Кроме того, при исчислении транспортного налога, инспекция не учла, что некоторые автомобили были сняты с учета в начале года, а налог начислен за полный календарный год. Также автомобиль "данные изъяты" в его собственности не числиться. Налог на имущество начислен за принадлежащий ему жилой дом, который был поставлен на кадастровый учет только 16 марта 2016 года, в связи с чем, налог на имущество за 2013-2014 годы начислен на имущество, которого в его собственности не было. Кроме того, кадастровая стоимость на 01 января 2014 года отсутствовала.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области указывает на то, что срок обращения в суд ими не пропущен, расчет налогов произведен в соответствии с требованиями закона, сомнений в правильности расчета у суда не возникло, следовательно, решение вынесено законно и обоснованно.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явилися, не сообщив суду причин своей неявки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав Васюкова В.П. судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации автомобили признаются объектом налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на имя ответчика, согласно представленным из органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, сведениям в 2014 году были зарегистрированы следующие транспортные средства: "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с мощностью двигателя "данные изъяты" л.с. находилась в собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с мощностью двигателя "данные изъяты" л.с. находится в собственности с ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты", государственный регистрационный номер "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуск, с мощностью двигателя "данные изъяты" л.с., находился в собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35,40).
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что транспортные средства находились в собственности не целый год, а автомобиля марки ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный номер "данные изъяты" в его собственности не числиться признаются необоснованными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции Васюков В.П. пояснил, что автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный номер "данные изъяты", находился у него в собственности в 2014 году.
Иных доказательств в подтверждение изложенным в жалобе доводам административным ответчиком в соответствии с требованиями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
В связи с чем, а также в соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком транспортного налога.
С учётом мощности двигателей указанных транспортных средств и налоговой ставки, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области" налоговой инспекцией ответчику исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме "данные изъяты" рублей.
До 1 января 2015 года действовал Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц".
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (часть1 статьи 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующей в период спорных правоотношений, жилой дом признается объектами налогообложения.
Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним права собственности, то есть с момента внесения записи в Едином государственном реестре и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на подлежащий налогообложению объект недвижимости.
Из предоставленной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Вышневолоцкого отдела информации следует, что за ответчиком на праве собственности зарегистрирован жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" размер доли "данные изъяты", инвентаризационная стоимость "данные изъяты" рублей, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ
Факт принадлежности указанного жилого дома на праве собственности Васюкову В.П. ответчиком не оспаривается и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, из которого следует, что право собственности за Васюковым В.П. на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N (л.д. 70).
Поскольку Васюков В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником указанного жилого дома, то Васюков В.П. с 1999 года по настоящее время в соответствии пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего в период возникших правоотношений, и статьёй 400 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего в период возникших правоотношений, налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Законом Тверской области от 13 ноября 2014 года N 91-ЗО " О единой дате начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на Территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Таким образом, в силу закона в 2013 и 2014 годах ставка налога устанавливалась по отношению к инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, и при расчете налога в качестве налогооблагаемой базы применялись сведения, поступившие от Росреестра и БТИ об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Согласно представленным ГПУ "Тверское областное БТИ" N от ДД.ММ.ГГГГ сведениям инвентаризационная стоимость жилого дома составляет "данные изъяты" рублей, исходя из которой и произведен расчет налога.
На основании имеющейся информации, установленной суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и ставки налога, установленной за 2013 год решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 13 марта 2012 года N 107 в размере 1,25 % от стоимости имущества свыше 1 000 тыс. рублей, за 2014 год решением Совета депутатов Выползовского сельского поселения от 22 ноября 2013 года N 8 в размере 0,7 % от стоимости имущества свыше 1 000 000 рублей, налоговая инспекция произвела доначисление налога на имущество физических лиц за 2013 год и начислила налог на имущество физических лиц за 2014 год в общей сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
Данных о том, что произведенный расчет налога не соответствует инвентаризационной стоимости принадлежащего Васюкову В.П. жилого дома, не представлено.
В виду изложенного, ссылка жалобы на отсутствие по состоянию на 01 января 2014 года сведений в ГКН о кадастровой стоимости вышеуказанного жилого дома не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно материалам дела, налоговым органом по адресу ответчика заказным письмом направлялось налоговое уведомление на уплату налогов N 864380 (л.д. 11) по сроку уплаты до 01 октября 2015 года, что подтверждается списком N 1667975 на отправку заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 23 июня 2015 года (л.д. 12), а также налоговое уведомление N 960650 (л.д. 10).
Поскольку в установленный законом срок налог не был уплачен ответчиком, истцом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ответчика заказным письмом направлено требование N 18156 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 октября 2015 года со сроком уплаты до 03 ноября 2015 года (л.д. 13-14), что подтверждается списком N 2 внутренних почтовых отправлений и почтовых переводов с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 15 октября 2015 года (л.д. 15) и требование N 760 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13 августа 2015 года со сроком уплаты до 24 сентября 2015 года (л.д. 16), что подтверждается списком N 1884500 почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 21 августа 2015 года (л.д. 17).
Сведений об исполнении ответчиком в полном объеме требований налогового уведомления и налогового требования в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В требовании N 18156 установлен срок для добровольного исполнения - до 03 ноября 2015 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности истекал 03 мая 2016 года, в требовании N 760 установлен срок для добровольного исполнения - до 24 сентября 2015 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности истекал 24 марта 2016 года
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области подано в суд 18 марта 2016 года, т.е. в пределах установленного законом срока как по требованию N 18156, так и по требованию N 760.
С учетом изложенного доводы административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности отклоняются судебной коллегией, поскольку не основаны на нормах закона.
Принимая во внимание, что задолженность по транспортному налогу за 2014 год и по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 годы в установленные законом сроки в полном объеме не оплачена, налоговая инспекция в соответствии с правилами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно начислила пени за нарушение сроков платежа согласно расчету, представленному налоговой. Размер пеней рассчитан правильно, проверен, ответчиком не оспорен.
Учитывая, за ответчиком числиться задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме "данные изъяты" рублей 00 копеек и пени за несвоевременную оплату задолженности в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 годы в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки и пени в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, а всего - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика указанную задолженность.
Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьёй 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васюкова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.