Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я. и Кустова А.В.,
при секретаре Алиеве М.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,
дело по апелляционной жалобе администрации Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 05 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора Калининского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области, выразившееся в ненадлежащем содержании и обслуживании очистных сооружений объемом "данные изъяты" куб.м. по адресу: "данные изъяты"
Обязать администрацию муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц в срок до 01.09.2016г. организовать проведение технического обследования указанных очистных сооружений, а в срок до 31.12.2016г. - их ремонт".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района Тверской области обратился с указанным заявлением в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининского района Тверской области "Медновское сельское поселение" по надлежащему содержанию и обслуживанию очистных сооружений, расположенных по адресу: ул.Тверская с. Медное, Медновское сельское поселение, Калининский район, Тверская область, кадастровый номер "данные изъяты", обязав орган местного самоуправления провести техническое обследование очистных сооружений, расположенных по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты", в срок до 01.09.2016; провести ремонт указанных очистных сооружений в срок до 31.12.2016.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения жилищно-коммунального законодательства при эксплуатации очистных сооружений, расположенных на территории с. Медное Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области, в деятельности администрации сельского поселения выявлены отдельные нарушения законодательства.
Проверкой с выездом на место 10.02.2016 установлено, что сброс канализационных сточных вод от многоквартирных жилых домов 1,2,3,4,5,6, МОУ детский сад "Родничок", расположенных на "данные изъяты", осуществляется через очистные сооружения, состоящие из КНС, отстойника и 4 полей фильтрации (далее - очистные сооружения), расположенных по адресу: "данные изъяты".
Названные очистные сооружения построены в 1971 году для функционирования и обеспечения работоспособности птицефабрики "Тверская". В связи с банкротством птицефабрики "Тверская" в 2004 году указанные объекты переданы в собственность администрации муниципального образования "Калининский район", а затем распоряжением администрации Калининского района Тверской области от 22.12.2006 N 490-р в муниципальную собственность администрации Медновского сельского поселения.
В настоящее время водонапорные сети протяженностью "данные изъяты" м, канализационные сети протяженностью "данные изъяты" м, очистные сооружения объемом "данные изъяты" куб.м, расположенные по адресу: "данные изъяты", находятся в собственности администрации муниципального образования "Медновское сельское поселение", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 69-АВ N 067514, 69-АБ N 713039, 69-АБ N 713038, 69-АБ N 713036. Объекты, входящие в состав очистных сооружений, а также здание КНС, в аренду администрацией не переданы, текущий ремонт и обслуживание системы не осуществляется, что приводит к сбросу в водный объект сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, превышающие нормативы допустимого воздействия на водный объект.
На основании изложенного полагал, что разрушение очистных сооружений приводит к нарушению прав и законных интересов жителей с.Медное Калининского района, в том числе социально незащищенных и маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями, несовершеннолетних лиц, большинство из которых не могут самостоятельно защитить свои права и законные интересы.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Тверской области Краснякова Ю.В. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом указала, что администрация Медновского сельского поселения является собственником всего комплекса очистных сооружений. В течение 6 лет администрацией не принималось никаких мер по их ремонту, хотя данный вопрос неоднократно поднимался арендатором ООО "Теплый Дом", который в связи с ненадлежащим состоянием сетей отказался от их обслуживания.
Представитель ответчика администрации Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял. Возражений по существу предъявленных исковых требований и ходатайств суду не представил.
Представитель заинтересованного лица ООО "Медновский молочный завод" Ваганов И.А. в судебном заседании иск прокурора поддержал. Пояснил, что проблема с обслуживанием очистных сооружений остро возникла еще в феврале 2015г. после того как арендатор ООО "Теплый Дом" привлекался к административной ответственности в связи с эксплуатацией объекта ненадлежащего качества, после чего отказался от обслуживания этих объектов. В связи с ненадлежащим состоянием очистных сооружений требуется их капитальный ремонт, сточные воды изливаются на рельеф местности,
ООО "Теплый Дом", извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. Возражений по существу заявленных требований и других ходатайств суду не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Медновского сельского поселения Калининского района Тверской области просит решение суда отменить и оставить административное исковое заявление без рассмотрения, указывая, что спор по тем же основаниям уже являлся предметом судебного разбирательства. Критикуя выводы суда, податель жалобы полагает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не изучены, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Судом не изучен тот факт, что возникшая ситуация возникла не в результате ненадлежащей организации Администрацией Медновского с/п водоотведения (существующий комплекс очистных сооружений способен обеспечивать прием сточных вод от расположенных на ул. Тверская с. Медное Калининского района Тверской области объектов жилищного и социального назначения), а в результате недобросовестных действий третьих лиц - осуществления сброса сточных вод на местность ООО "Медновский молочный завод". Ранее профильными органами государственной власти (Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, совместно с представителями ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", а также Верхневолжским территориальным управлением Росрыболовства) было установлено, что наличие сточных вод на местности связано с хозяйственной деятельностью ООО "Медновский молочный завод", что подтверждается характерным цветом и запахом сточных вод в канаве, ведущей от ООО "Медновский молочный завод" и имеющей излив в р.Тверца с разливами на прилегающие дачные участки. Данный факт подтверждается материалами фотофиксации (Приложение) и полностью опровергает информацию прокуратуры о том, что ООО "Медновский молочный завод" осуществляет надлежащую очистку и сброс сточных вод с допустимой концентрацией вредных веществ. При этом, следует отметить, что на протяжении длительного времени указанная организация незаконно осуществляет сброс сточных вод, образуемых в процессе ее предпринимательской деятельности, без использования комплекса очистных сооружений. Напротив, в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу N 2-124/16 представитель ООО "Медновский молочный завод" сообщил, что для обеспечения хозяйственной деятельности организация использует существующий комплекс очистных сооружений, а строительство собственных очистных сооружений находится на подготовительной стадии.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО "Медновское с/п" Калининского района Тверской области Краснощеков С.Д. поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Полещук Р.С. и представитель заинтересованного лица ООО "Медновский молочный завод" Ваганов И.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, извещенные о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу п.1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.8 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 60 Водного кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п.4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района Тверской области 10.02.2016 года по обращению Бутковой Т.Е. была проведена выездная проверка нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что очистные сооружения, расположенные по адресу: Тверская область, Калининский район, с. Медное, ул. Тверская, введенные в эксплуатацию в 1971 году были предназначены ранее для обеспечения функционирования птицефабрики "Тверская", а также жилого фонда (приема и очистки сточных вод).
Птицефабрика "Тверская" с 2004 года вступила в стадию банкротства, имущество социальных объектов передано администрации Калининского района.
В 2006 году администрацией Калининского района Тверской области данные очистные сооружения были переданы в администрацию МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области на основании Распоряжения главы администрации Калининского района N490-р от 22.12.2006 года.
Принадлежность ответчику администрации МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области очистных сооружений объемом 669 куб.м., кадастровый номер 69:10:0081618:0:14 по адресу: Тверская область, Калининский район, Медновское сельское поселение с. Медное, в районе ул. Тверская подтверждена свидетельством о государственной регистрации права 69 АВ N067514 на указанный объект недвижимости от 12.07.2010 года.
Доказательств того, что с 2006 года администрацией МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области проводилось обследование технического состояния зданий, входящих в комплекс очистных сооружений, суду не представлено.
В связи с ненадлежащим состоянием очистных сооружений, бездействием администрации сельского поселения, которая длительное время не принимала меры к организации ремонта указанных сооружений, ООО "Теплый дом" фактически расторгло в одностороннем порядке договор аренды очистных сооружений, заключенный ранее 16.09.2013г. с администрацией Медновского сельского поселения.
Сточные канализационные воды от многоквартирных жилых домов 1,2,3,4,5,6 по ул. Тверская с Медное Калининского района Тверской области, МОУ Детский Сад "Родничок", ООО "Медновский молочный завод" поступают на КНС, после чего перекачиваются на очистные сооружения.
По факту ненадлежащей работы очистных сооружений с. Медное Калининского района Тверской области Министерством природных ресурсов и экологии по Тверской области по коллективному обращению граждан - жителей с. Медное было проведено рейдовое мероприятие, в ходе которого был произведен отбор проб природной и сточной воды, которые показали существенное превышение нормативных значений содержания вредных веществ, обладающих острой токсичностью.
Судом установлено, что ООО "Медновский молочный завод" имеет отдельный сброс, осуществляет самостоятельные меры по очистке сточных вод, в связи с чем, сбрасываемые заводом сточные воды не превышают допустимой концентрации вредных веществ.
Неудовлетворительная работа очистных сооружений с.Медное приводит к загрязнению хозяйственно-бытовыми стоками почвы и р.Тверца, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, в том числе угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний (острых кишечных инфекций) среди населения, не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности жизни и здоровья населения.
Кроме того, в результате отказа арендатора - ООО "Теплый дом" от выполнения обязательств по договору аренды, в настоящее время в с. Медное не организовано надлежащим образом водоотведение.
Установив указанные обстоятельства, суд исходил из того, что организация водоотведения в границах Медновского сельского поселения в силу закона является обязанностью муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области, однако ответчиком в нарушение положений закона при фактическом отказе арендатора от исполнения обязательств по предоставлении населению услуги водоотведения, не предприняты меры по организации надлежащего водоотведения в с.Медное, в том числе меры, направленные на предупреждение и ликвидацию разрушения очистных сооружений в с.Медное, что приводит к причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей и созданию угрозы причинения вреда их жизни и здоровью. До настоящего времени администрацией сельского поселения не принято должных мер по предотвращению сброса неочищенных сточных вод с очистных сооружений с.Медное на рельеф местности и водные объекты, а также по надлежащей организации водоотведения в границах поселения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области, в связи с чем, удовлетворил требования прокурора.
Судебная коллегия находит выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный вопрос был предметом ранее состоявшегося судебного разбирательства, судебная коллегия полагает не состоятельным.
Как следует из представленного в суд гражданского дела N2-124/16, решением Калининского районного суда Тверской области от 12 февраля 2016 года иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично; на Администрацию МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области возложена обязанность организовать водоотведение сточных вод в с. Медное Калининского района Тверской области путем передачи образующихся сточных вод на очистные сооружения для последующей очистки и обеззараживания в срок 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. В иске Тверского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью "Медновский молочный завод" о возложении обязанности произвести ремонт станции биологической очистки, насосной, канализационной насосной станции отказано.
В вышеуказанном гражданском деле предметом судебного разбирательства являлась организация водоотведения сточных вод, ремонт объектов, в то время как предметом настоящего административного иска является ненадлежащее содержание и обслуживание очистных сооружений. Таким образом, вышеназванные иски не являются тождественными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ненадлежащая организация водоотведения связана не с бездействием администрации поселения, а с деятельностью ООО "Медновский молочный завод" были предметом судебной проверки и обоснованно отклонены как несостоятельные. Судом исследованы и дана надлежащая оценка всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что выявленные нарушения противоречат требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. При этом, дальнейшее бездействие администрации муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области, заключающееся в ненадлежащем содержании и обслуживании очистных сооружений влечет причинение значительного экологического вреда, в связи с чем на администрацию муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области обоснованно возложена обязанность организовать проведение технического обследования указанных очистных сооружений в срок до 01.09.2016г., а в срок до 31.12.2016г. - их ремонт.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 05 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.