Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я. и Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционным жалобам администрации города Твери, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 30 мая 2016 года, которым постановлено:
"Возложить на администрацию города Твери, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по переносу контейнерных площадок, размещенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N в "адрес", на расстояние не менее, чем "данные изъяты" и приведению данных контейнерных площадок в соответствии с требованиями пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, признав их бездействие в этой части незаконным.
Об исполнении настоящего решения суда сообщить прокурору и в суд в установленном законом порядке".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Московского района города Твери, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации города Твери, с учетом изменения предмета иска просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по переносу контейнерных площадок в границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N на расстояние не менее чем в "данные изъяты", привести их в соответствие с требованиями санитарных правил и норм.
Прокурор указал, что в "адрес" в границах указанных земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, относящихся к землям общего пользования, расположены контейнерные площадки для сбора мусора на расстоянии менее 20 метров от дошкольного образовательного учреждения. Местоположение и обустройство площадок не соответствуют требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, п.3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170, что нарушает положения федерального законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судом к участию в деле в порядке ст.47 КАС РФ были привлечены в качестве заинтересованных лиц администрация Московского района в городе Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, ООО "Городская управляющая компания Московского района г.Твери", МУП "УК ДЕЗ", департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери, а в качестве административного соответчика согласно ч.5 ст.41 КАС РФ Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
В судебном заседании прокурор поддержал административный иск по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представители ответчиков - Администрации гор Твери, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, представители заинтересованных лиц - Администрации Московского района в гор. Твери, Департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации г. Твери возражали против заявленных прокурором требований по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Твери ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске, полагая, что администрация города является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, положения Правил благоустройства города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 N 368, указывает, что установка и содержание в исправном состоянии контейнерных площадок включается в содержание придомовой территории многоквартирного дома. Данная обязанность должна исполняться собственниками посредством заключения договоров с обслуживающей организацией. При отсутствии на придомовой территории места для размещения контейнерных площадок, собственники должны подать в администрацию города Твери заявление о закреплении прилегающей территории на основании которого принимается такое решение. Указанные в административном исковом заявлении контейнерные площадки используются для сбора мусора, образуемого жильцами домов "адрес", находящихся в управлении ООО "ГУК Московского района города Твери", в связи с чем обязанность по их надлежащему содержанию в силу прямого указания закона возложена на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. Место размещения контейнерных площадок должны определить собственники многоквартирных домов на общем собрании, которое определяется по согласовано с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области и администрацией соответствующего района в городе Твери.
Судом не принято во внимание, что Закон Тверской области от 7.04.2016 N 22-30 "О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов" вступает в силу не ранее дня вступления в силу закона Тверской области о внесении изменений в Закон Тверской области от 24.12.2015 N 142-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2016 год", предусматривающего предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых в соответствии с настоящим Законом.
Изменения, которые внесены в Закон Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2016 год" Законом Тверской области от 03 июня 2016 N 30, не предусматривают предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на осуществление отдельных государственных полномочий по организации деятельности по обращению с отходами.
В апелляционной жалобе Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт указывает, что действующим законодательством на органы власти субъекта Федерации возлагаются обязанности по созданию условий для новой системы сбора и утилизации отходов, но непосредственно сбор и утилизация отходов не относится к их обязанностям.
До избрания регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, принятия региональной программы по обращению с отходами, решение вопросов об оборудовании мест по сбору отходов является обязанностью хозяйствующего субъекта, осуществляющего сбор, транспортировку и утилизацию отходов. Судом не проанализированы и не исследованы вопросы о возможности переноса площадок в иное место на соответствующих земельных участках.
В настоящее время принят Закон Тверской области от 31 марта 2016 N 22-30 "О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов", который передает полномочия по сбору и утилизации отходов в Тверской области на уровень муниципалитетов.
В суде апелляционной инстанции представители административных ответчиков - Администрации города Твери Снурницын А.Е., Сорокина А.В., представитель административного ответчика - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Громова С.В. поддержали доводы апелляционных жалоб.
Прокурор Краковская Е.М. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статьи 96 КАС РФ, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 КАС РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме независимо от доводов жалоб, судебная коллегия полагает постановленное судом первой инстанции решение законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.
Из положений части 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что размещение отходов производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что в "адрес" контейнерная площадка размещена в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеющего вид разрешенного использования - под сквер, находящегося в государственной собственности до ее разграничения; контейнерная площадка у "адрес" - в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования не установлен, находящегося в государственной собственности до ее разграничения.
Согласно информации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" указанные контейнерные площадки расположены на расстоянии "данные изъяты" от территории "данные изъяты"", на каждой из них установлено по "данные изъяты". На контейнерной площадке со стороны жилого "адрес" отсутствует отсек для крупногабаритного мусора. Данные обстоятельства указывают на нарушение п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
В соответствии со ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Установив нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц фактом расположения контейнерных площадок на расстоянии менее нормируемого к дошкольному образовательному учреждению и ненадлежащего санитарного состояния площадок, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора, необходимости восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц.
При определении в соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ полномочий административных ответчиков на осуществление действий, необходимых к устранению нарушений прав неопределенного круга лиц, суд исходил из следующих нормативных положений.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей с 01 января 2016 года) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе и организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу распоряжения Правительства Тверской области от 02 сентября 2015 года N441-рп "Об осуществлении полномочий в области обращения с отходами" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере обращения с отходами на территории Тверской области является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
К основным задачам и функциям Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области согласно пункту 10 Положения о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N75 относятся в числе прочего: проведение государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления на территории Тверской области; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам учета и технического содержания жилищного фонда, содержания, управления и эксплуатации жилищного фонда и разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, принимает участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей с 01 января 2016 года) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится, в том числе и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пунктам 15 и 27 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года N 68, к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Твери; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 20 статьи 46 Устава и пунктов 19,20 статьи 48 Устава администрация города Твери участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организует благоустройство территории города Твери; организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города Твери.
Проанализировав приведенные выше нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанности по организации работ по устранению нарушений санитарных правил и норм, допущенных при размещении контейнерных площадок должен нести как орган местного самоуправления, так и уполномоченный орган государственной власти Тверской области.
Судебная коллегия не принимает доводы апелляционных жалоб о том, что на органы, осуществляющие публичные функции возложены несвойственные им обязанности по переносу и содержанию контейнерных площадок, поскольку судом такого решения не принималось. На административных ответчиков судом возложена обязанность по организации соответствующих работ, что входит в их полномочия и указано в статьях 6 и 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При разрешении спора суд первой инстанции привлек к участию в деле управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами "адрес", истребовал доказательства и установил, что контейнерные площадки для сбора бытового мусора и крупногабаритного мусора в состав общедомового имущества многоквартирных домов "адрес", расположенных вблизи дошкольного образовательного учреждения, не входят, поэтому судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы администрации города Твери об обязанности по переносу и содержанию спорных контейнерных площадок управляющими организациями многоквартирных домов, поскольку доказательств отнесения контейнеров к общедомовому имуществу в материалы дела не представлено, площадки расположены на земельных участках, находящихся в государственной собственности и не относящихся к придомовой территории многоквартирных домов.
На основе представленной в материалы дела информации суд первой инстанции пришел к выводу, что при переносе контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарных правил и норм на расстояние "данные изъяты" от "данные изъяты"", площадки останутся в границах прежних земельных участков, в связи с чем судебной коллегией не принимается довод апеллянта о неисполнимости решения суда.
Довод апелляционной жалобы министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области о передаче полномочий по организации деятельности по обращению с отходами органам местного самоуправления Законом Тверской области отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии со статьей 11 Закона Тверской области от 07.04.2016 года N 22-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов" предусмотрен срок вступления в силу данного закона - не ранее дня вступления в силу Закона Тверской области о внесении изменений в Закон Тверской области от 24.12.2015 года N 142-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2016 год", предусматривающего предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на осуществление отдельных государственных полномочий.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом первой инстанции бюджетом Тверской области не было предусмотрено предоставление указанных субвенций муниципальным образованиям, Закон Тверской области от 07.04.2016 года N 22-ЗО не вступил в силу, суд пришел к правильному выводу, установив незаконное бездействие как органа местного самоуправления, так и органа государственной власти Тверской области, связанное с неисполнением полномочий по организации работ по переносу контейнерных площадок и их содержанию в соответствии с санитарными требованиями, что потребовало восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц путем организации соответствующих работ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Твери, министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.