Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП Т.С.А. на постановление судьи Кимрского городского суда Тверской области от 05 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Т.С.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кимрского городского суда Тверской области от 05 июля 2016 года ИП Т.С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 суток.
18 июля 2016 года в Тверской областной суд поступил административный материал с жалобой ИП Т.С.А. на указанное постановление судьи Кимрского городского суда Тверской области от 05 июля 2016 года.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Т.С.А. критикуя выводы судьи, просит отменить судебное постановление в связи с отсутствием в его действиях признаков состава правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ. Доводы жалобы Т.С.А. сводятся к тому, что вменение ему нарушения норм СанПиН 2.4.5.2409-08 и СП 2.3.6.1079-01 необоснованно, поскольку они распространяются на организации общественного питания, однако в силу п.3, 3.1 ГОСТ 31985-2013 он к таким организациям не относится. В деле отсутствуют доказательства оказания им возмездных услуг общественного питания, указанные услуг не включены в перечень осуществляемых им услуг как вид предпринимательской деятельности. Образовательной деятельностью он не занимается, никакого отношения к Общеобразовательному центру английского языка "данные изъяты" он не имеет, не доказано существование такого центра. Назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лишило его возможности использовать собственную кухню для приготовления пищи самому себе и членам его семьи (л.д.51-53).
В судебном заседании Т.С.А. доводы жалобы поддержал по указанным основаниям и дополнил, что он занимается непосредственной педагогической деятельностью, зарегистрирован как ИП, лицензию на образовательную деятельность не получал, как не требующуюся при непосредственном преподавании. У него на территории его участка в д. "адрес" есть домики, куда он привозит детей из "адрес" для занятий английским языком и математикой. На это есть письменное согласие родителей детей, дети находятся, как в гостях у меня. Питание организовано в рамках семейной кухни. В настоящее время он работает как ИП. Ранее, два года назад, работал в организации "данные изъяты". Он от данной организации пытался организовать летний лагерь для детей на своем участке, но ничего не получилось. Лагеря нет. Он действует как ИП. Отдых детей он не организовывает. Дети только обучаются. Договоров с родителями детей не заключал, только брал согласие на поездку. За обучение детей денежные средства ему перечисляют как спонсорскую помощь.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, доводы жалобы Т.С.А. считаю, что основания для удовлетворения данной жалобы отсутствуют.
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Частью 1 ст. 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1 Правил).
Данные Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий) (п.1.2 Правил).
Требования СанПиН 2.4.52409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" в силу пункта 1.3 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 23 июня 2016 года в 14 часов 00 минут Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области при проведении административного расследования в отношении общеобразовательного центра английского языка "данные изъяты" пo адресу: "адрес", принадлежащем индивидуальному предпринимателю Т.С.А., осуществляется приготовление пищи детям (47 человек в возрасте от 7 до 15 лет) выявлены нарушения ст. 17. Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ, п.5.1., 5.5., 5.6., 7.7., 7.8., 7.29, 8.4., 13.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья", п.4.10., 5.1., 5.2., 6.26., 6.4., 6.5., 13.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (л.д.40-43).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом от 01.07.2016 об административном правонарушении (л.д.3-7); письмом от 22.06.2016 N997 Главы администрации кимрского района Тверской области (л.д.25); определением от 23.06.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.23-24); протоколом от 23.06.2016 об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, фототаблицами к нему (л.д.15-22); протоколом от 01.07.2016 о временном запрете деятельности (л.д.8-13); свидетельством о государственной регистрации Т.С.А ... в качестве ИП (л.д.33); выпиской ЕГРИП в отношении Т.С.А. (л.д.30-32); распорядком дня (л.д.35); письменными объяснениями Т.С.А ... (л.д.13, 26) которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ИП Т.С.А. верно квалифицированы по ст.6.6 КоАП РФ, поскольку он в нарушение санитарно-эпидемиологических требований, по адресу: "адрес" организовал приготовление пищи детям.
Довод Т.С.А. о том, что требования СП 2.3.6.1079-01 на него не распространяются, со ссылкой на пункты 1.1, 1.2 указанных Правил основан на неверном толковании закона, поскольку в силу абзаца второго п.1.2 данных Правил, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий). Тем самым законодатель не ограничивает субъектов ответственности по соблюдению СП 2.3.6.1079-01 лишь организациями (предприятиями) общественного питания. Перечень таких лиц является открытым и определяется факторами организации общественного питания, в том числе при любом общественном мероприятии, что не тождественно понятию "предприятие общественного питания", на которое ссылается Т.С.А. Одновременное проживание на территории участка Т.С.А. 47 несовершеннолетних детей с целью обучения английскому языку и математике вызывает необходимость соблюдения требований СП 2.3.6.1079-01.
Довод Т.С.А. о том, что требования СанПиН 2.4.52409-08 на него не распространяются, так как он не занимается образовательной деятельностью, также не нашел своего подтверждения. В судебном заседании Тверского областного суда Т.С.А. подтвердил, что он занимается индивидуальной образовательной деятельностью и 47 детей, которые находятся у него с согласия родителей, проходят обучение английскому языку по программе "данные изъяты" и математике.
Согласно п.20 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании" под организациями, осуществляющими образовательную деятельность, понимаются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.
В силу ч.2 ст.27 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании" образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии (статьи 10, 23, 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании").
Не лицензируется образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников (ч.2 ст.91 Закона об образовании, абз.1 п.1 Положения "О лицензировании образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N966).
Из содержания пунктов 1.2, 1.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 следует, что настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Как следует из выписки ЕГРИП в отношении Т.С.А. основным видом экономической деятельности является дошкольное и начальное общее образование, в качестве дополнительных видов указаны, в том числе, деятельность пансионатов домов отдыха и т.п., деятельность ресторанов и кафе, деятельность кемпингов, деятельность детских лагерей на время каникул, деятельность молодежных туристических лагерей.
Таким образом, из системного толкования указанных норм, ИП Т.С.А.., несмотря на отсутствие у него лицензии на образовательную деятельность, а также осуществление образовательной деятельности непосредственно Т.С.А. не освобождается от соблюдения требований СанПиН 2.4.52409-08.
Согласно ответа администрации кимрского района Тверской области от 22.06.2016, в д.Соболево на территории участков, принадлежащих Т.С.А.., находится 47 несовершеннолетних детей (л.д.25).
Довод Т.С.А. о том, что все дети находятся у него в гостях, опровергается имеющимися материалами дела, а также самим Т.С.А., подтвердившим факт осуществления им образовательной деятельности непосредственно. В судебном заседании Т.С.А. представлены согласия родителей на выезд детей с Т.С.А. в "адрес", приложения к согласиям. Однако 27 согласий получены после проведения проверки ТУ Роспотребнадзора, а приложения к согласиям, отражающим согласие на питание на семейной кухне Т.С.А.., 10.07.2016. Указанные согласия и приложения выводов суда не опровергают, основанием для освобождения Т.С.А. от ответственности по ст.6.6 КоАП РФ не являются.
Из сведений информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" о деятельности летнего лагеря в "адрес" от "данные изъяты" следует, что дети от 6 до 13 лет могут провести лето на берегу Волги в лагере образовательного центра "данные изъяты". Лагерь располагается в "адрес". Дети проживают в лагере в деревянных домиках по 2-4 человека в комнате. Питание в лагере четырехразовое (что согласовывается с распорядком дня, полученным в ходе проверки (л.д.35). Стоимость путевки в лагерь "данные изъяты" рублей. В качестве одного из контактов лагеря указан телефонный номер "данные изъяты", который позиционируется в сети Интернет, как используемый организацией "данные изъяты".
Возражая по содержанию указанной информации Т.С.А ... в суде пояснил, что данная информация не актуальна уже два года, что в таком формате лагерь не функционирует. Ранее он действительно работал в указанной организации, но сейчас зарегистрирован в качестве ИП и отношения к организации "данные изъяты" не имеет.
Несмотря на довод Т.С.А.., информация в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" находится в свободном доступе, сведений о ликвидации лагеря не содержит.
ИП Т.С.А ... обоснованно вменено нарушение ст.17 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ, п.п. 5.1., 5.5., 5.6., 7.7., 7.8., 7.29, 8.4., 13.3. СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья", п.4.10., 5.1., 5.2., 6.26., 6.4., 6.5., 13.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Отсутствие у ИП Т.С.А. лицензии на осуществление педагогической деятельности основанием к освобождению от ответственности по ст.6.6 КоАП РФ не является.
Довод Т.С.А ... о запрете постановлением суда приготовления пищи для собственных нужд и нужд своей семьи не нашел своего подтверждения, поскольку судом административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначено в отношении пищеблока общественного образовательного центра английского языка "данные изъяты" где осуществляется приготовление пищи детям, расположенного по адресу: "адрес". Запрет на приготовление пищи непосредственно Т.С.А. и членам его семьи судом не принимался.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, они не опровергают наличие в действиях ИП Т.С.А ... объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Постановление о привлечении ИП Т.С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Смягчающих и отягчающих вину Т.С.А. обстоятельств по делу не установлено.
Административное наказание назначено ИП Т.С.А. в пределах, установленных санкцией ст.6.6 КоАП РФ, с учетом требований ст.3.12 КоАП РФ. С учетом установленных по делу обстоятельств менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Кимрского городского суда Тверской области от 05 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Т.С.А. ОСТАВИТЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, жалобу Т.С.А. - БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
Судья Сергуненко П.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.