Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мертехина М.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2016 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 11 апреля 2016 года по делу по иску Скворцовой И.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Скворцова И.С. обратилась в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области (далее УПФР N27 по г. Москве и Московской области) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что работала в должности бортпроводника с 18.03.1997 года по 17.07.2002 года в Республике Азербайджан, а с 19.12.2002 года по настоящее время работает в указанной должности в ПУА "Авиакомпания "Сибирь". За период с 19.12.2002 года по 31.12.2014 года она имеет налет на воздушном судне в количестве 7743 часа, то есть с учетом льготного исчисления, ее специальный стаж составляет 32 года.
Она обратилась в УПФР N27 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.13 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, проработавшим не менее 20 лет в летнем составе гражданской авиации. Однако, решением пенсионного органа от 18.11.2015 N105 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по данному основанию в связи с отсутствием специального стажа работы в летном составе гражданской авиации - 20 лет, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Скворцова И.С. Считает данный отказ незаконным. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что работа в должности бортпроводника не дает истцу права на досрочное пенсионное обеспечение на основании п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как бортпроводники относятся к категории обслуживающего персонала и не входят в летный состав воздушных судов.
Решением суда исковые требования были удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области от 18.11.2015 N105 об отказе Скворцовой И.С. в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ. 27 по г. Москве и Московской области назначить Скворцовой И.С. досрочно страховую пенсию по старости по подп. 13 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29.10.2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда в обжалованной части указанным требованиям не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Скворцова И.С. работала с 18.03.1997 года по 17.07.2002 года в Республике Азербайджан, а с 19.12.2002 года по настоящее время работает в указанной должности в ПУА "Авиакомпания "Сибирь".
Она обратилась в ГУ УПФ РФ N 27 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.13 п.1 ст.30 Федерального закона РФ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 105 от 18.11.2015 года Скворцовой И.С. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.
Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, в связи с чем, исчисление сроков выслуги производится в льготном исчислении согласно пп. а п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, а с учетом налета часов у истца имеется необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, страховая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения страховой пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
Указанным Списком предусмотрены категории работников: члены экипажей воздушных судов, летно-инструкторский состав, командно-летный состав и другие. Согласно нормам подпункта 13 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют не все члены экипажа воздушного судна, а только те, которые отнесены к летному составу.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации однозначно определено: экипаж воздушного судна, состоит из летного экипажа (командира и других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоры и бортпроводники).
Такая же позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 260-О-О, где указано, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении раоотникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом, учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от 24 июня 2008 года N 340-0-0; от 16 ноября 2006 года N 512-0; от 21 декабря 2006 года N 579-0).
Согласно п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997г. N60-ФЗ, разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со ст. 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Следовательно, действовавшее ранее законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459.
Бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный, следовательно, не пользуются правом на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЭ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, должность бортпроводника не относится к летному составу гражданской авиации. В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный экипаж воздушного судна. Должность не предусмотрена Списком должностей летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.
Следует также отметить, что должность бортпроводника предусмотрена разделом XXI "Транспорт", поз. 12003000-11217 Списка N1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10. Работа в данной должности не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в возрасте 50 лет для мужчин и 45 лет женщинам, при условии наличия страхового стажа не менее 20 лет и 15 лет.
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.
Следовательно, работа в должности бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Кроме того, на основании статьи 14 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Льготный характер работ в летном составе гражданской авиации
подпункта 13 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодателем не подтвержден
Спорные периоды работы истца могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении трудовой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Федерального закона "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона, поскольку необходимого стажа у истца по пп. 13 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не имеется.
Как усматривается из материалов дела по п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона истец не достиг соответствующего возраста.
При таких обстоятельствах, период работы истца в должности бортпроводника с 19.12.2002 года по 31.12.2014 года в ПУА "Авиакомпания "Сибирь" также не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ при назначении трудовой пенсии по п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, впоследствии, с учетом выработанного специального стажа по п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, достижения установленного законом возраста и при наличии необходимого страхового стажа, истец не лишен права обратиться за досрочным назначением страховой пенсии по старости по указанному основанию.
C учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в обжалованной части и вынесении нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда Московской области от 11 апреля 2016 года в обжалованной части - в части удовлетворения исковых требований Скворцовой И.С. о включении в специальный стаж периода работы с 19.12.2002 года по 31.12.2014 года в должности бортпроводника в ПУА "Авиакомпания "Сибирь", досрочном назначении страховой пенсии по старости с 29.10.2015 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Скворцовой И.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы с 19.12.2002 года по 31.12.2014 года в должности бортпроводника в ПУА "Авиакомпания "Сибирь", досрочном назначении страховой пенсии по старости с 29.10.2015 года отказать
Апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ N27 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.