Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Цуркан Л.С., Шишкина И.В.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2016 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ N 37 по г. Москве и Московской области на решение Луховицкого районного суда Московской области от 29 марта 2016 года по делу по иску Ручьевой Л.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ N 37 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения об отказе в индексации пенсии,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителей ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Ручьева Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР N 37 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение ГУ-УПФР N 37 по г. Москве и Московской области от 9 февраля 2016 г. N 337-723 об отказе в индексации пенсии, и обязать произвести индексацию с 1 февраля 2016 года.
В обоснование иска указала на то, что она является неработающим пенсионером. 17 июля 2013 года с ней был заключен договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях. Обратившись к ответчику с заявлением о перерасчёте пенсии как неработающему пенсионеру, получила отказ со ссылкой на то, что она на возмездных условиях осуществляет попечительство над несовершеннолетней внучкой, в связи с чем, относится к категории работающих лиц. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку получаемое ею вознаграждение является мерой социальной поддержки.
Истец Ручьева Л.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указывая на то, что с истцом заключен договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, который является гражданско-правовыми договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Размер вознаграждения истца определен в 3 000 рублей. С суммы вознаграждения, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта, отдел опеки и попечительства перечисляет страховые взносы. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 года не производится работающим пенсионерам и пенсионерам, осуществляющим иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, в соответствии со ст. 209 НК РФ получаемый истцом доход облагается подоходным налогом. Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что истец осуществляет оплачиваемую работу по гражданско-правовому договору.
Представитель отдела опеки и попечительства доводы представителя ответчика поддержал в полном объёме.
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ-УПФР N 37 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить по делу новое решении об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда указанным требованиям не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, решением ГУ-УПФР N 37 по г. Москве и Московской области Ручьевой Л.Г. было отказано в индексации пенсии с 01.02.2016 года в связи с отнесением ее к категории работающих лиц, поскольку она получает вознаграждение как опекун (попечитель) и с указного вознаграждения в РФ перечисляются страховые взносы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что вознаграждение опекунам (попечителям) относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей опекуна (попечителя) на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем, пришел к выводу, что Ручьева Ю.А. имеет право на индексацию пенсии с 1 февраля 2016 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Ручьева Л.Г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Постановлением Главы муниципального образования закрытое административно- территориальное образование г. Североморск от 1 ноября 2004 года N 570 над несовершеннолетней Ручьевой Юлией Антоновной, 2000 года рождения установлена опека. Опекуном назначена Ручьева Л.Г. (л.д.9).
Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Луховицкому муниципальному району от 17 июля 2013 года N 133-р личное дело несовершеннолетней Ручьевой Юлии принято и поставлено на учёт в отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Луховицкому муниципальному району.
17 июля 2013 года между отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Луховицкому муниципальному району и Ручьевой Л.Г. заключен договор N 05/13 об осуществлении опеки (попечительства) над несовершеннолетней Ручьевой Ю.А. на возмездных условиях (л.д.26-32).
Пунктом 2.1.18 данного договора предусмотрено, что опекун получает денежное вознаграждение, а также денежные средства на содержание подопечного, другие выплаты и пользуется мерами социальной поддержки, предоставляемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Пунктом 2.2.5 договора размер вознаграждения определен в 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 5 от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" с 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74 рублям 27 копейкам.
Корректировка стоимости одного пенсионного коэффициента осуществляется по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере. Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.
Размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 7 настоящего Федерального закона индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
В соответствии с п.п. 3, 6, 7 ст. 145 СК РФ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.
При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п.1 ст. 36 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Вместе с тем на основании ч.1 ст. 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Пунктом 3 статьи 148 СК РФ также предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
Согласно п. 2,4 Постановления Правительства Московской области от 3 февраля 2009 г. N 82/3 (ред. от 26 апреля 2013 г.) "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и Порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми приемным семьям" назначение и выплата вознаграждения производится территориальным управлением или отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по месту жительства ребенка Вознаграждение назначается одновременно с назначением опеки, попечительства или передачей ребенка на воспитание в приемную семью.
В соответствии с п. 3 и п. 5 ст. 2 Закона Московской области от 31.10.2008 N 162/2008-ОЗ (ред. от 28.03.2013) "О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям" (принят постановлением Мособлдумы от 23.10.2008 N 1/57-П) опекунам или попечителям, в соответствии с федеральным законодательством заключившим договор на возмездных условиях, не предусматривающий выплат вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей. Выплата производится органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного за счет средств бюджета Московской области.
Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям устанавливается Правительством Московской области.
Постановлением Правительства МО от 03.02.2009 N 82/3 (ред. от 26.04.2013) утвержден Порядок выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и Порядок выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми приемным семьям, которыми определены механизм и условия выплаты за счет средств бюджета Московской области вознаграждения приемным родителям, опекунам, попечителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области и совместно проживающим с ребенком.
В соответствии с п. 5 настоящего Порядка для назначения вознаграждения опекун, попечитель, приемные родители представляют в орган опеки и попечительства наряду с перечисленными в данном пункте документами копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, что позволяет сделать вывод о производимых с указанного вознаграждения соответствующих отчислений.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение опекунам, попечителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (опекунов, попечителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Как следует из материалов дела, в августе 2014 года в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в августе 2015 года в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу как работающему пенсионеру была произведена корректировка (увеличение) размера страховой части пенсии по старости, исходя из сумм страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ, соответственно в 2016 года с учетом поступивших страховых взносов от полученного вознаграждения также будет произведено увеличение размера страховой части пенсии.
Поскольку Ручьева Л.Г., являясь стороной по договору об осуществлении опеки (попечительства) от 17.07.2013 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию несовершенного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение
Таким образом, у суда не имелось оснований для обязания ГУ-УПФР N 37 по г. Москве и Московской области произвести Ручьевой Л.Г. индексацию пенсии с 1 февраля 2016 г.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Луховицкого районного суда Московской области от 29 марта 2016 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ручьевой Л.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ N 37 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в индексации с 01.02.2016 года, обязании произвести индексацию с 01.02.2016 года отказать.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ N 37 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.