Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Мязина А.М.,
членов президиума Бокова К..И., Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре Мишанове И.А.,
рассмотрел гражданское дело по иску Башариной Т.С, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 18 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Кузнецовой И.А.,
объяснения истца Башариной Т.С., не согласившейся с доводами жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Башарина Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ-УПФ РФ) N26 по городу Москве и Московской области и просила признать незаконным решение комиссии по назначению пенсий ГУ- УПФ РФ N 26 по городу Москве и Московской области от 23 октября 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с 15 октября 2015 года.
В обоснование иска указала, что с 11 апреля 2005 года работает в должности бортпроводника ОАО "Авиационная компания "Трансаэро". 15 октября 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии ей было отказано в связи с тем, что должность бортпроводника не относится к летному экипажу воздушного судна. Считает отказ неправомерным, поскольку периоды ее работы подлежат включению в специальный стаж как работа в летном составе гражданской авиации.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 18 января 2016 года исковые требования Башариной Т.С. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года решение суда оставлено без изменения, резолютивная часть решения дополнена указанием о возложении обязанности на ГУ-УПФ РФ N 26 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж Башариной Т.С. периоды работы в должности стажера бортпроводника и бортпроводника с 14 июня 2005 года по 31 января 2015 года.
В кассационной жалобе ГУ- УПФ РФ N 26 по городу Москве и Московской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
28 июня 2016 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Васильевой Т.А. от 27 июля 2016 года дело с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения норм материального права были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 11 апреля 2005 года Башарина Т.С.была принята на должность бортпроводника-стажера в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", 14 июня 2005 года переведена на должность бортпроводника, а 11 апреля 2011 года - на должность старшего бортпроводника, количество летных часов составило 6406 часов 11 минут.
15 октября 2015 года Башарина Т.С. обратилась в ГУ- УПФ РФ N 26 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях".
Решением комиссии от 23 октября 2015 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано, поскольку бортпроводники не относятся к летному составу, входят в кабинный экипаж и не имеют права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Бортпроводники в силу пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. В связи с этим Башарина С.Г., как член экипажа воздушного судна, имеет право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях".
Исходя суммарного количества летных часов Башариной С.Г. - 6406 часов 11 минут, судом произведен расчет ее выслуги, который составил более 20 лет, что, по мнению суда, дает ей право для назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, то есть с 15 октября 2015 года.
С указанными выше выводами согласилась судебная коллегия.
Между тем, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, страховая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 30 названного Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 года утвердило постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление).Согласно подпункту "з" пункта 1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459. Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) (Определения от 24.06.2008 г. N 340-О-О; от 16.11.2006 г. N 512-О; от 21.12.2006 г. N 579-О). Положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Таким образом, вывод суда первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о том, что бортпроводники, относящиеся к кабинному экипажу воздушного судна, входят в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеют право на досрочное назначение пенсии по подпункту 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании норм материального права. Работа в должности бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217, бортпроводники); периоды работы Башариной С.Г. в должности бортпроводника могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по иному основанию, а именно: по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Названная норма для назначения досрочной пенсии женщинам предусматривает, в частности, наличие у них как определенного страхового стажа и периода работы во вредных условиях труда, так и достижение возраста 45 лет. В данном случае Башарина Т.С., 1979 года рождения, всем требуемым критериям для назначения досрочного пенсионного обеспечения не соответствует. Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем президиум приходит к выводу об отмене апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение. С учетом изложенного и руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум ПОСТАНОВИЛ:апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Председательствующий: А.М. Мязин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.