Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Гаценко О.Н., Лащ С.И., Самородова А.А., Соловьева С.В., Мязина А.М.,
при секретаре Мишанове И.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску Седова М М к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 16 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Седов М.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы в должности бортпроводника должности бортпроводника, просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 27 октября 2015 года.
В обоснование иска Седов М.М. указал, что 27 октября 2015 года он обратился в Пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением комиссии от 03 ноября 2015 года в назначении досрочной пенсии ему отказано, не включены в специальный стаж периоды работы в должности бортпроводника. Полагал данный отказ незаконным, поскольку он, работая бортпроводником, входил в состав летного экипажа воздушного судна, имел определенный налет часов, в связи с чем, по мнению истца, он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель ГУ - УПФ РФ N 26 по городу Москве и Московской области иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 16 февраля 2016 года исковые требования Седова М.М. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ N 26 по городу Москве и Московской области просит судебные постановления отменить, как принятые с существенным нарушением норм материального права.
04 июля 2016 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Васильевой Т.А. от 9 августа 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение подлежащим отмене.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Седов М.М. в период с 3 августа 2004 года по 5 февраля 2007 год работал в ОАО Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" в должности бортпроводника; с 5 февраля 2007 года по 5 апреля 2007 год в ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в должности бортпроводника-стажера; с 5 апреля 2007 года по 1 февраля 2010 год в ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в должности с бортпроводника; с 1 февраля 2010 года по 15 мая 2011 года в ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в должности старшего бортпроводника ; с 15 мая 2011 года по 1 мая 2012 года в ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в должности бортпроводника-инструктора; с 1 мая 2012 года по 30 июня 2013 года в ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в должности бортпроводника-инструктора - методиста в летном составе гражданской авиации.
Седов М.М. 27 октября 2015 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении, с момента обращения, досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Решением комиссии от 03 ноября 2015 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано со ссылкой на то, что бортпроводники не относятся к летному составу, входят в кабинный экипаж и не имеют права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов. Суд указало, что бортпроводники в силу пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, поэтому истец, как член экипажа воздушного судна, имеет право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях".
Исходя из суммарного количества летных часов истца - 7 069 часов 35 минут, судом произведен расчет его выслуги, который составил более 25 лет, что, по мнению суда, дает истцу право для назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, то есть с 27 октября 2015 года.
С указанными выводами суда согласилась и судебная коллегия.Между тем, с выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, страховая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 30 названного Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 440-ФЗ " О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16 июля 2014 года утвердило постановление N 665 " О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы ( деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "з" пункта 2 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, проработавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР " О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 года N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР " О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 " О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применялся при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом ( статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение ( статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) ( Определения от 24 июня 2008 года N 340-О-О; от 16 ноября 2006 года N 512-О; от 21 декабря 2006 года N 579-О).
Положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о том, что бортпроводники, относящиеся к кабинному экипажу воздушного судна, входят в состав экипажа воздушного судна ( летный состав), а потому имеют право на досрочное назначение пенсии по подпункту 13 пункта 1 статьи 30 Федерального закона " О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании норм материального права.
Работа в должности бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Раздел: ХХ1 Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217, бортпроводники); периоды работы Седова М.М. в должности бортпроводника могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по иному основанию, а именно: по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях". Названная норма для назначения досрочной пенсии мужчинам предусматривает, в частности, наличие у них как определенного страхового стажа и периода работы во вредных условиях труда, так и достижение возраста 50 лет. В данном случае Седов М.М., 1983 года рождения, всем требуемым критериям для назначения досрочного пенсионного обеспечения не обладает.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем президиум приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда 11 апреля 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.М.Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.