Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К..И., Гаценко О.Н., Лащ С.И., Мязина А.М., Самородова А.А., Соловьева С.В.,
при секретаре Мишанове И.А.,
рассмотрел гражданское дело по иску Якубович А.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по Москве и Московской области, поступившей 28 июня 2016 года, на решение Домодедовского городского суда Московской области от 16 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Кузнецовой И.А.,
УСТАНОВИЛ:
Якубович А.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР N26 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с работой бортпроводником незаконным, обязании назначить пенсию по старости с момента обращения - 19 октября 2015 года.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 16 февраля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ УПФР N26 по г. Москве и Московской области ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, указывая на их незаконность и необоснованность.
15 июля 2016 года дело истребовано в суд кассационной инстанции и определением судьи Московского областного суда Кузнецовой И.А. вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению, апелляционное определение подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судами при разрешении данного спора.
Судами установлено, что Якубович А.В. работала в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 12 июля 2004 года по 07 сентября 2004 года в должности бортпроводника-стажера, с 08 сентября по 14 августа 2008 года в должности бортпроводника, с 15 августа 2008 года по 31 января 2011 года в должности старшего бортпроводника, с 01 февраля 2011 года по 31 декабря 2012 года в должности бортпроводника-инструктора; общий налет часов на момент обращения в пенсионный орган составлял 5478 часов 63 минуты.
19 октября 2015 года Якубович А.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением комиссии от 28 октября 2015 года ей было в этом отказано, поскольку бортпроводники входят в кабинный экипаж, не относятся к летному составу, в связи с чем, не имеют права на досрочную пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями п. 13 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", ст. 8, п. 13 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", пп. "з" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 1 Списка должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459, а также ст. 56 Воздушного кодекса РФ и исходил из того, что к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов, состав которого образуют и бортпроводники, относящиеся к кабинному экипажу, истец на момент обращения за пенсией имела соответствующий специальный стаж более 25 лет с учетом налета часов.
С выводами суда и их правовым обоснованием согласился и суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, с названными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на существенном нарушении норм материального права.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, трудовая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года утверждено постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление).
В силу пп. "з" п. 1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 года N260-О-О, положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 01 апреля 1997 года), предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Установленная законом дифференциация пенсионного обеспечения основана на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей, а потому не может расцениваться как не согласующаяся с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 100-О).
Таким образом, работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна, и свидетельствует о том, что бортпроводник не входит в летный состав экипажа.
При таких обстоятельствах, выводы судов о распространении на бортпроводников прав на пенсионное обеспечение, установленных для летного состава гражданской авиации пп.13 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", основаны на неверном толковании норм материального права.
Должность бортпроводника поименована в Списке N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, применяемом в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах в (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217, бортпроводники).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Таким образом, стаж работы Якубович А.В. в должности бортпроводника подлежит оценке при назначении страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом установленного данной нормой возрастного ценза, который Якубович А.В., 1982 года рождения, не преодолен.
Допущенные судами нарушения являются существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены в кассационном порядке.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также исходя из необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), президиум полагает, что отмене подлежит апелляционное определение, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий В.М. Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.