Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО13,
судей - ФИО16
при секретаре ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5, действующего также в интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, о признании незаконными действий Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, выразившихся в нарушении очередности в выдаче государственных жилищных сертификатов, и понуждении выдать государственный жилищный сертификат
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Назрановского районного суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении искового заявления.
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с указанными требованиями, указывая на то, что они состоят в списках Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с 2010 г., полагая при этом, что имеют право на внеочередное получение жилищной субсидии, так как ФИО8 М.У. является инвалидом 2 группы, ФИО8 P.P. является инвалидом детства (инвалид 1 группы) по категории "льгота 1 очереди - инвалиды 1 - 2 групп". Однако жилищная субсидия на приобретение или строительство жилья в порядке очереди уполномоченным органом исполнительной власти Республики ФИО4 не выделен.
На их обращение административным ответчиком дан ответ о том, что в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2011-2015 годы", утвержденного ФИО4, они значатся за N, в льготном списке "Инвалиды 1-2 групп" под N, и что вопрос выдачи жилищного сертификата будет рассмотрен в порядке установленной очередности по мере поступления сертификатов.
Административные истцы просили признать действия Миннаца Ингушетии незаконными и обязать выделить им государственный жилищный сертификат во внеочередном порядке.
В судебном заседании административный истец ФИО8 Р.Б. поддержал заявленные требования.
Представитель Миннаца Ингушетии ФИО17 исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе административных истцов ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, позиция апеллянтов повторяет доводы искового заявления и заключается в том, что они имеют право на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке в связи с наличием льготы в виде признания членов их семьи инвалидами первой и второй групп.
В заседание суда апелляционной инстанции административные истцы и Миннац Ингушетии, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу абз. 2 ст. 2 и ст. 4 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено законом, устанавливается очередность предоставления жилищных субсидий, согласно которой в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
Именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, является государственный жилищный сертификат, выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что административные истцы имеют право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом, поскольку отвечают установленным указанным Федеральным законом требованиям и состоят в льготной очереди. Также установлено, что на день их обращения в суд постановлением Правительства Республики Ингушетия от 8 октября 2011 г. N 334 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" реализация полномочий в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий, возложена на Миннац Ингушетии.
Как следует из материалов дела ФИО8 М.У., ФИО8 Х.Б. и ФИО8 Р.Б. проживали в районах Крайнего Севера до 2010 г., ФИО8 М.У. имеет стаж работы в указанной местности более 17 лет, а также является инвали "адрес" группы, с февраля 2010 г. состоит на учете на получение жилищной субсидии.
Согласно письму Миннаца Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ N еу-361/35 ей отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что они состоят в льготном списке категории "инвалиды 1-2 групп" под N, вопрос о выдаче указанного сертификата будет решен по мере их поступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи Кодекса административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Между тем административными истцами не доказано их утверждение о том, что действиями либо бездействием Миннаца Ингушетии нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы, либо возникла реальная угроза их нарушения, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для изменения либо его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назрановского районного суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5, действующего также в интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, о признании незаконными действий Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, выразившихся в нарушении очередности в выдаче государственных жилищных сертификатов, и понуждении выдать государственный жилищный сертификат, оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.