Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО18,
судей ФИО22. и ФИО17,
при секретаре ФИО15
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8 к Федеральному казённому учреждению "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России о признании незаконным отказа в постановке на учёт, как нуждающихся в обеспечении жильём по апелляционной жалобе начальника ФКУ "НЦУКС" МЧС России на решение Назрановского районного суда от 18 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи ФИО17, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО11 С.С. проходил службу в спасательных воинских формированиях МЧС России в должности заместителя начальника отдела оперативного реагирования ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России. 15 августа 2012 г. в результате дорожно-транспортного происшествия ФИО11 С.С. погиб и признан погибшим в период прохождения службы. Вступившим в законную силу решением Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан установленным факт нахождения на иждивении ФИО11 С.С. членов его семьи: ФИО11 С.А., ФИО11 Р.Д., ФИО11 З.С., ФИО11 Э.С., ФИО11 А.С., ФИО11 Э.С., ФИО11 Л.С. и ФИО8 В период службы ФИО11 С.С. включён в список лиц, как нуждающийся в обеспечении служебным жилым помещением и, поскольку в соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 28 мая 1998 г. 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семьи военнослужащих сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, административные истцы обратились с заявлением в ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России о постановке их на учёт, как нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. 6 октября 2015 г. административным истцам отказано в постановке на учёт, поскольку в состав семьи Дзаурова С.С. до его гибели они не входили. Считая данный отказ незаконным, административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят обязать ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России включить их в очередь, как нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, согласно заявлению, поданному 2 марта 2015 г.
Решением Назрановского районного суда от 18 декабря 2015 г. требования административных истцов удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России, ссылаясь на то, что на момент гибели ФИО11 С.С. выслуга лет составила менее 10 лет, соответственно право на получение социальных гарантий, предусмотренных п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" у членов семьи ФИО11 С.С. не возникло, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов ФИО16, считая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
Административные истцы ФИО11 С.А., ФИО11 Р.Д., ФИО11 З.С., ФИО11 Э.С., ФИО11 А.С., ФИО11 Э.С., ФИО11 Л.С. и ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Представитель ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя административных истцов ФИО16, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО11 С.С. проходил службу в должности начальника отдела (оперативного реагирования) ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России, погиб 15 августа 2012 г. в период прохождения службы.
Согласно выписке из приказа ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России от 6 сентября 2012 г. N 178 Дзауров С.С. исключён из списков личного состава спасательных воинских формирований МЧС России в связи со смертью с 16 августа 2012 г.
Из выписки из протокола от 7 ноября 2014 г. N 23 усматривается, что решением заседания комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ФИО11 С.С. исключён из списков лиц, нуждающихся в служебных помещениях с составом семьи 1 человек.
Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3 и 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что административные истцы являются членами семьи военнослужащего ФИО11 С.С., погибшего в период прохождения военной службы, до его гибели находились на его иждивении, что установлено вступившим в законную силу решением Назрановского районного суда от 16 июля 2014 г. и за ними сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями.
Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом ввиду следующего.
Согласно п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Из содержания положений п.3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 360-ФЗ, действовавшей на момент обращения административных истцов с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) следует, что правом на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что судебное решение подлежит отмене поскольку из материалов дела усматривается, что вопрос о том, имели ли административные истцы основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели военнослужащего ФИО11 С.С. судом в качестве обстоятельства, имеющего юридическое значение для дела, определен не был и на обсуждение сторон, как это предписано ст. 62 КАС РФ, не выносился.
Кроме того, судом первой инстанции не определен круг лиц (государственных и муниципальных органов), подлежащих привлечению к участию в деле, исходя из установленного порядка учета лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и порядка предоставления им этих помещений в соответствующем регионе.
Статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что право на жилище, указанных в нем лиц гарантируется государством за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, судом при разрешении требований о включении в очередь, как нуждающихся в обеспечении жильём членов семьи погибшего в период прохождения службы военнослужащего не привлечен к участию в деле государственный орган, которому на момент рассмотрения дела предоставлены полномочия по распоряжению федеральными денежными средствами или жилыми помещениями, а также соответствующий государственный или муниципальный орган, на которые возложены либо которому делегированы полномочия по учету такой категории граждан в данном регионе.
В соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции судебная коллегия признает принятым с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно ст. 310 КАС РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела суду следует определить круг лиц, участвующих в деле, вид судопроизводства и в качестве обстоятельства имеющего юридическое значение для правильного разрешения спора рассмотреть вопрос о том, имели ли административные истцы основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели военнослужащего ФИО11 С.С.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309, п. 4 ч. 1 ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Назрановского районного суда от 18 декабря 2015 г. по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8 к Федеральному казённому учреждению "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России о признании незаконным отказа в постановке на учёт, как нуждающихся в обеспечении жильём отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.