Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО9,
судей - ФИО11
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца
по апелляционной жалобе административного истца на решение Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении его требований.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к УФМС России по РИ о продлении срок действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что до 1994 г. проживал в Чеченской Республике. Во время военных событий вынужден был покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где ему предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевался ежегодно, в последний раз до сентября 2015 г.
При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УФМС России по РИ в удовлетворении заявления отказало ввиду выплаты ему в составе семьи в 2002 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 138 000 руб. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г. "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно". Полагая указанные действия административного ответчика незаконными, просил обязать УФМС России по РИ продлить ему срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ФИО1 поддержал требования.
Представитель УФМС России по РИ ФИО8 просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Решением суда требования административного истца оставлены без удовлетворения.
Судебное постановление обжаловано ФИО1, в апелляционной жалобе которого ставится вопрос о его отмене и удовлетворении требований ввиду жилищной необустроенности и необоснованности решения суда.
Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из уведомления УФМС России по РИ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административному истцу отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой в 2002 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 138 000 руб. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г. "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29 апреля 2002 г., получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, могло бы служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 21.11.2002 г. N 15-П также разъяснил, что вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 30 августа 2002 г. N 108"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составила 5 680 руб. Из материалов дела следует, что на момент получения ссуды семья административного истца состояла из 6 человек. В соответствии с п. 5 Порядка выплаты компенсаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 марта 1997 г. N 510, максимальный размер компенсации за утраченное жилье не превышал 120 000 руб. на семью. Таким образом, при норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 кв. метров, административный истец не мог жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 72 кв. метрах они могли приобрести лишь 21,12 кв. метров, то есть 3,5 кв. метра на человека). Полученная компенсация не могла решить проблему жилищного обустройства в силу ее незначительности.
Из материалов дела также усматривается, что административный истец до настоящего времени жилищно не обустроен, полученная компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья и не давала возможности приобрести другое жилье по месту нового проживания, что не согласуется с доводами заинтересованного лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих ФИО1 в обустройстве на новом месте жительства.
Кроме того судебная коллегия полагает, что к данному спору Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в редакции от 30 декабря 2015 г., согласно п. 2 ст. 5 которого срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца денежной компенсации за утраченное жилье, не может быть применен в силу ст. 4 ГК РФ, так как на момент возникновения спорных правоотношений такая норма в Законе отсутствовала.
К такому выводу судебная коллегия приходит в связи с тем, что согласно решению Назрановского районного суда от 25 июня 2014 г., которое оставлено без изменения судом апелляционной инстанции, срок действия статуса вынужденного переселенца продлен ФИО1 на один год до 18 сентября 2015 г. В феврале 2015 г. согласно представленной им копии заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административный истец заблаговременно обратился с указанным заявлением о продлении статуса, поскольку он выезжал на лечение за территорию республики. Заявление от 22 апреля 2016 г. было подано дополнительно ввиду бездействия административного ответчика по вопросу продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права, требование административного истца подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО3.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО3 на один год со дня вынесения данного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.