Судья Алтайского краевого суда Вегель А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 июня 2016 года по делу по жалобе Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД по г. Барнаулу от 28 апреля 2016 года, которым
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, ИНН 2225122570, ОГРН 1112225008103, юридический адрес: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Короленко,58,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "адрес", составленному старшим Государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу старшим лейтенантом полиции Куклиным Д.В., ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты". на участках улично-дорожной сети в поселках Спутник и Авиатор в г. Барнауле по маршрутам следования пассажирского общественного транспорта выявлено нарушение, допущенное Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, выразившиеся в нарушении правил содержания дорог и улиц, а именно, в образовании отдельных дефектов покрытия проезжих частей улиц: Смородиновая,16 -выбоина длиной 200 см, шириной 250 см, глубиной 9 см; Кедровая,8 выбоина длиной 170 см, шириной 250 см, глубиной 10 см; Соловьиная,43 выбоина длиной 180 см, шириной 220 см, глубиной 9 см; Дружбы,41 выбоина длиной 130 см, шириной 270 см, глубиной 11 см, что не соответствует требованиям ГОСТа. То есть совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П, а также на то, что не был уведомлен о проведении 18 апреля 2016 года контрольных мероприятий, акт выявленных недостатков составлен в отсутствие законного представителя юридического лица; сотрудниками полиции не установлена категория проезжей части согласно ГОСТу Р 50597-93.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 июня 2016 года постановление оставлено без изменения, жалоба Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит отменить решение судьи. В обоснование ссылается на то, что в нарушение закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Комитет не был уведомлен о проведении ДД.ММ.ГГ контрольных мероприятий, акт выявленных недостатков составлен в отсутствие законного представителя юридического лица; сотрудниками полиции не указана категория проезжей части; ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П и нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возможности снижения административного штрафа; не доказано возникновение дорожных недостатков в результате ненадлежащего контроля Комитетом за состоянием дорожного покрытия; ссылается на утвержденное муниципальное задание, выданное Муниципальному бюджетному учреждению "Автодорстрой" г. Барнаула, которым Комитет передает на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильную дорожную сеть городского округа город Барнаул в соответствии с выделенными денежными средствами.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - Гришина Е.А., настаивавшего на удовлетворении жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушений, указанных в ст. 12.34 КоАП РФ являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Объектом правонарушений выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из ч. 11 ст. 5 этого же закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2 Р ГОСТ 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из материалов дела, в пос. Спутник и пос. Авиатор выявлены недостатки в содержании дороги на проезжих частях улиц: Смородиновая,16 - выбоина длиной 200 см, шириной 250 см, глубиной 9 см; Кедровая, 8 - выбоина длиной 170 см, шириной 250 см, глубиной 10 см; Соловьиной,43 - выбоина длиной 180 см, шириной 220 см, глубиной 9 см; Дружбы,41 - выбоина длиной 130 см, шириной 270 см, глубиной 11 см. Данное обстоятельство подтверждается актом выявленных недостатков, составленным государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России 18 апреля 2016 года, фотографиями Измерения проводились при помощи рейки дорожной универсальной КП-231, прошедшей поверку 25 декабря 2015 года.
Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N 789, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края администрация города организует, в том числе, содержание дорожного хозяйства.
Постановлением Администрации города Барнаула от 02 сентября 2015 года N 1543 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края" улицы Дружбы, Кедровая (п. Авиатор), Смородиновая, Соловьиная (п. Спутник) отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа-города Барнаула Алтайского края.
Органом местного самоуправления специальной компетенции, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории г. Барнаула в сфере дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 N 284 является Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула.Согласно Положению о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской думы от 28 марта 2014 года N 284, он является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи. В частности, в соответствии с п.2.1 Положения основными целями и задачами Комитета являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3.1 Положения во исполнение основных целей и задач Комитет осуществляет следующие функции: осуществляет полномочия муниципального заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по направлениям своей деятельности в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
Поскольку государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу установлено, что дороги по ул. Смородиновой, Кедровой, Соловьиной, Дружбы в поселках Спутник и Авиатор г. Барнаула, не соответствуют нормативным требованиям, а указанные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, то в силу вышеприведенных положений Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обоснованно привлечен к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств: актом выявленных недостатков от 18 апреля 2016 года и фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 20 апреля 2016 года; Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Перечисленные доказательства получили надлежащую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для иной оценки этих доказательств не имеется.
Действия Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула верно квалифицированы по ст.12.34 КоАП РФ, который является надлежащим субъектом, обязанным контролировать состояние дорог, принимать необходимые меры по приведению дорог в соответствии с нормативными требованиями.
Довод о проведении проверки и составлении акта о выявленных недостатках от 18 апреля 2016 года в нарушение Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" без извещения и в отсутствие представителя Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула отклоняется как не свидетельствующий о нарушении порядка привлечения к административной ответственности на основании следующего.
В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами (пункт 2).
При этом, пунктом 3 настоящего Постановления предусмотрено, что должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор, являются: ... сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.
Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что на государственную инспекцию безопасности дорожного движения возложена, в том числе, обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасного дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД РФ от 30.03.2015 N 380, исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, административную процедуру по надзору за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33).
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (п. 81).
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).
Таким образом, указанная административная функция осуществляется вне рамок организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и, соответственно, не требует обязательного уведомления представителя соответствующего органа местного самоуправления при обнаружении факта неудовлетворительных дорожных условий при проведении дорожного надзора.
Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула 19 апреля 2016 года получено определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и о вызове лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, должностным лицом предприняты меры по обеспечению реализации процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе, права представлять объяснения. При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Комитета либо защитник не присутствовали, следовательно, юридическое лицо не воспользовалось своим правом давать объяснения и представлять замечания при составлении протокола об административном правонарушении.
Ссылка заявителя на то, что по утвержденному муниципальному заданию, выданному МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула, Комитет передал на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильную дорожную сеть городского округа г. Барнаула в соответствии с выделенными денежными средствами, не подтверждена соответствующими доказательствами.
Между тем, участки дорог в п. Спутник и п. Авиатор не отремонтированы, наличие повреждений на них подтверждается материалами дела. Указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Комитетом своих полномочий в сфере дорожной деятельности.
Отсутствие указания на категорию проезжей части не влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи, поскольку объективной стороной вменяемого административного правонарушения является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Кроме того, Постановлением Администрации города Барнаула от 02 сентября 2015 года N 1543 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края" указанные в постановлении должностного лица проезжие части дорог по улицам Дружбы, Кедровая (п. Авиатор), Смородиновая, Соловьиная (п. Спутник) отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа -города Барнаула. В связи с чем доводы защитника и представленная им справка Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула о не включении данных дорог в Реестр объектов муниципальной собственности города Барнаула не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об отсутствии у Комитета обязанности по надлежащему содержанию перечисленных в постановлении должностного лица проезжих частей дорог.
Ссылаясь в жалобе на положения КоАП и Постановления Конституционного суда Российской Федерации о возможности снижения административного штрафа, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не просит о снижении установленного штрафа, документов, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественном и финансовом положении не представил.
Остальные доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица и судьи о наличии в действиях Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
Судья А.А. Вегель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.