Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Шомахова Р.Х.,
судей Мисхожева М.Б. и Тхагалегова З.Т.,
при секретаре: Жантуеве К.Р.,
с участием: представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по КБР - Т.И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску М.А.Б. к Федеральной службе исполнения наказаний и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении него, оформленную протоколом от 22 октября 2015 года N, поставить его с составом семьи из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты в трехмесячный срок с момента подачи рапорта,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июня 2016 года,
установила:
М.А.Б. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике, в котором просил: обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении него, оформленную протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР поставить его с составом семьи из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты в трехмесячный срок с момента подачи рапорта с 04.03.2014г.
В обоснование иска указал, что он, будучи старшим оперуполномоченным группы СИЗО УФСИН России по КБР, в звании подполковника внутренней службы, имея общую продолжительность службы более 16 лет по состоянию на 4 декабря 2013 года и все иные основания, обратился с соответствующим рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. Заседанием подкомиссии УФСИН России по КБР, по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам от 10 декабря 2013 года постановлено: принять и подготовить для направления в Комиссию ФСИН России пакет документов для принятия решения о постановке М.А.Б. с семьей из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. Однако решением ФСИН России от 22 октября 2015 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N.
Считал отказ незаконным и подлежащим отмене, вынесенным без надлежащего выяснения обстоятельств дела, поскольку указание в отказе на отсутствие в приложении к рапорту выписки из лицевого счета и домовой книги неосновательны, так как в действительности это один и тот же адрес и дом и они не меняли место проживания, изменилась лишь нумерация домов с N на N, о чем имелась соответствующая справка и она была представлена на подкомиссию. Полагал необоснованным указание на отсутствие справки об отсутствии недвижимого имущества на девичью фамилию супруги, так как представление такой справки не предусмотрено законодательством. Также обращал внимание на пропуск срока для рассмотрения его рапорта.
Истец М.А.Б. будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца - А.Р.К. заявленные уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчиков - Э.Л.М. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать за необоснованностью.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 июня 2016 года постановлено:
Исковые требования М.А.Б. к Федеральной службы исполнения наказаний России удовлетворить частично.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить М.А.Б. с составом семьи из 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты в трехмесячный срок с момента подачи рапорта с 04.03.2014г.
В остальной части исковых требований отказать.
Не согласившись с данным решением, Федеральная служба исполнения наказаний России подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июня 2016 года в части постановки на учет М.А.Б. с составом семьи 5 человек по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в трехмесячный срок с момента подачи рапорта - с 04 марта 2014 года отменить полностью и принять по делу новое решение.
В жалобе ссылаясь на подп. "з", "и" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N указывает, что обязательно требуется предоставление выписки из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Следовательно, при изменении нумерации дома истцу, необходимо было предоставить соответствующие подтверждающие документы на служебный дом. Также, истцу следовало бы предоставить комиссии, документы подтверждающие наличие или отсутствие в собственности супруги по ее девичьей фамилии жилых помещений. При таких обстоятельствах основания отказа комиссии ФСИН России в постановке на учет М.А.Б. по получению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ N, считает полностью законными и обоснованными.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции истец в суд не явился.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ФСИН России и УФСИН России по КБР - Т.И.М., Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, и решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N определяются порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты.
Пунктом 2 указанных Правил и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ.
Согласно пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ.
Из материалов дела следует, что М.А.Б. обратился с рапортом в Подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам, Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по КБР о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 5 человек: М.А.Б., супруга М.Ф.Х., сын М.А.А.- ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь М.И.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын М.К.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением подкомиссии УФСИН России по КБР от 10.12.2013г. постановлено: принять и подготовить для направления в ФСИН России пакет документов для принятия решения о постановке М.А.Б. с семьей в составе 5-ти человека на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России (выписка из протокола N от 22.10.2015г.) М.А.Б. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N.
Основанием к отказу М.А.Б. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, явилось то, что заявитель с семьей зарегистрирован и проживает (с 14.07.2011г.) в служебном жилом помещении по адресу: КБР, "адрес" кв.м. По данному адресу представлены карточка финансового - лицевого счета от 14.11.2013г. и выписка из домовой книги от 07.11.2013г. Однако ранее заявитель с семьей (с 01.06.2001г. по 14.07.2011г.) был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: КБР, "адрес". и по данному адресу отсутствует копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги. Кроме того, справки из БТИ и выписки из ЕГРП представлены без указания девичьей фамилии супруги заявителя.
Удовлетворяя частично исковые требования истца, суд первой инстанции, установив, что нумерация дома по адресу: "адрес", в котором истец и его семья зарегистрированы, была изменена с N на N, а также, что п.п. 5, 6 Правил не предусмотрена необходимость представления справок о правах на недвижимое имущество на девичью фамилию супруги истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в постановке на учет истца.
С указанными выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешилспор в соответствии с представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка. Вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям законодательства, регулирующими спорные правоотношения сторон.
При этом, Судебная коллегия отмечает, что ответчиками не оспаривается тот факт, что адрес, где в настоящее время зарегистрирован истец с семьей, "адрес" адрес: "адрес", где истец с семьей ранее был зарегистрирован - это одно и то же домовладение и изменение произошло только в нумерации дома.
Учитывая, что произошло только изменение нумерации дома, Судебная коллегия находит, что отсутствие копии финансово-лицевого счета и выписки из домовой книги, само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца права на единовременную социальную выплату и не может являться основанием отказа в постановке на учет для ее получения.
Также, Судебная коллегия считает верным и вывод суда о том, что Правилами не предусмотрено представление выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества с указанием девичьей фамилии супруги заявителя.
Таким образом, принимая во внимание, что истцом соблюдены предусмотренные Правилами порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты, а также, что представленные истцом документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, Судебная коллегия находит вывод суда о частичном удовлетворении требований истца законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, положенную ответчиками в основу оспариваемого истцом отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и в основу возражений относительно заявленного иска, не опровергают правильность выводов суда, а выражают несогласие с ними, поэтому не влекут отмену правильного по существу решения суда.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х.Шомахов
Судьи М.Б.Мисхожев
З.Т.Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.