Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозковой Е.Е. и Ночевника С.Г.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе С.В.С. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области к С.В.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу и отказано в удовлетворении встречного искового заявления С.В.С. о признании права на льготу по уплату транспортного налога.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области (далее - ИФНС) обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к С.В.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" руб., указав, что административный ответчик, являясь собственником автомашины, не исполнил свою обязанность по уплате транспортного налога за 2012-2013 годы, несмотря на направленные ему в установленном порядке уведомление и требование об уплате налога. В связи с представлением возражений судебный приказ о взыскании с С.В.С. недоимки по транспортному налогу отменен.
С.В.С. предъявил встречное административное исковое заявление к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области. В обоснование требований указано, что С.В.С. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о чем ему выдано соответствующее удостоверение. В силу п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны. Статьей 3 закона Ленинградской области от 22.11.202 N51-оз "О транспортном налоге" ветераны Великой Отечественной войны освобождены от уплаты транспортного налога.
В судебном заседании представитель административного истца М.А.Р. требования поддержала.
Представитель административного ответчика-истца по встречному требованию С.Д.В. в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о взыскании недоимки по транспортному налогу просил отказать, поддержав встречное административное исковое заявление.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 г. с С.В.С. взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере "данные изъяты" руб. С С.В.С. взыскана в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области государственная пошлина в сумме "данные изъяты" руб.
С.В.С. в удовлетворении встречного административного искового заявления к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области отказано.
В апелляционной жалобе С.В.С. просит решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области отказать; встречное административно исковое заявление удовлетворить, признав за ним право на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области. Проанализировав положения Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ, Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" с учетом разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999 N20, а также закон Ленинградской области от 22.11.2002 N51-оз "О транспортном налоге" полагает, что имеет льготу по уплате транспортного налога. Кроме этого, считает, что ему необоснованно отказано в применении срока исковой давности по требованию об уплате транспортного налога.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела в апелляционной инстанции уведомлены надлежащим образом.
Начальник ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области С.Т.В. просила рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя инспекции, представив возражения в письменном виде относительно апелляционной жалобы, в которых решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ в апелляционной инстанции настоящее дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 33 КАС РФ (упрощенное производство).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Транспортный налог на основании статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В ч.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что С.В.С. является собственником автомобиля Мерседес Бенц CL500 г.р.з. N мощность двигателя "данные изъяты" л/с.
23.06.2014 г. в адрес административного ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление N со сроком уплаты налога на имущество физических лиц до 05.11.2014 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 20.11.2014 административному ответчику заказным письмом направлено требование N об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2014 г. Отправление налогового уведомления и требования подтверждено реестрами отправки заказной корреспонденции с кодами почтового отделения, проставленными при отправлении почтового уведомления.
07.08.2015 г. мировой судья судебного участка N72 Тосненского района Ленинградской области отменил судебный приказ по делу N от 03.07.2015 г. о взыскании с С.В.С. недоимки по транспортному налогу, в связи с тем, что административный истец представил возражения относительно исполнения судебного приказа.
24.01.2016 ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к С.В.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная законом обязанность по уплате транспортного налога С.В.С. надлежащим образом не исполнена, ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков, отметив, что срок давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ данном случае неприменим.
Судебная коллегия, соглашаясь с названными выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в части удовлетворения административного искового заявления ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области к С.В.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено, довод административного ответчика о пропуска срока давности по заявленному ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области административному требованию не соответствует положениям ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемым решением суда также отказано в удовлетворении встречного административного искового заявления С.В.С. о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области по тем основаниям, что в соответствии с удостоверением, выданным Тосненским УСЗН от 18.04.1994 С.В.С. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны (узник концлагеря). Однако в перечень граждан, которые освобождены от уплаты транспортного налога, проживающие на территории Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не включены.
В указанной части решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Конкретные категории дел, подлежащие обязательному рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, приведены в ч.ч.2,3 названной федеральной нормы.
Согласно ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений(пункт 1).
Рассмотрев в порядке административного судопроизводства встречное административное заявление, суд разрешилвопрос о праве С.В.С. на получение льготы по транспортному налогу.
Между тем, исковое требование об установлении наличия права в силу ч.1 ст.1 КАС РФ не могло быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, так как подлежит рассмотрению в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, решение суда в части отказа в удовлетворении встречного административного искового заявления С.В.С. к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области надлежит отменить, а производство по административному делу в части встречного административного искового заявления С.В.С. к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области надлежит прекратить по основаниям п.1 ч.1 ст.194, п.4 ст.309 КАС РФ.
Взыскав с административного ответчика С.В.С. на основании ст.103 ГПК РФ государственную пошлину в сумме "данные изъяты" руб. в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, суд не учел положения ст.114 КАС РФ, в силу которых судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в части взыскания государственной пошлины с С.В.С. в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб. решение суда надлежит изменить и взыскать с С.В.С. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
В остальной части доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 года в части отказа в удовлетворении встречного административного искового заявления С.В.С. к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области отменить, производство по административному делу в части встречного административного искового заявления С.В.С. к ИФНС России по Тосненскому району Ленинградской области о признании права на льготу по уплате транспортного налога на территории Ленинградской области прекратить.
Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 года в части взыскания с С.В.С. в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб. изменить.
Взыскать с С.В.С. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
В остальной части решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 года оставить без изменения. апелляционную жалобу С.В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
(Судья Ваганов А.В.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.