Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 02 августа 2016 г. по делу N 33а-211/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ракова А.В., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Коростелеве А.С., с участием административного истца Тришина Д.А., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Балашихинского гарнизонного военного суда от 25 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Тришина Д. А. об оспаривании решения Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, связанного с отказом зачесть время его военной службы с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года в войсковой части _ в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., выступление административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тришин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил решение Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, связанное с отказом зачесть в расчет выслуги лет (месяц за три) время прохождения им военной службы в войсковой части _ ( _, Республика Северная Осетия - Алания) в период с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года.
Полагая свои права нарушенными, истец, с учетом уточнений своих требований, просил суд обязать Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ произвести ему перерасчет выслуги лет на пенсию в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца за указанное время прохождения военной службы в особых условиях.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование своей позиции автор жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что войсковая часть 29202 не входила в перечень воинских формирований, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта.
Приказ председателя Временного Государственного комитета Российской Федерации от 4 июня 1995 года N 259 по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта, определявший соответствующий перечень воинских частей, в который входила и войсковая часть _, по мнению Тришина, не утратил свою силу и после создания в 1996 году новой структуры - Представительства Президента РФ в Республике Северная Осетия - Алания (далее - Представительство), однако суд первой инстанции пришел к противоположному выводу.
Поскольку это Представительство является правопреемником Временного Государственного комитета и каких-либо распоряжений об отмене приказа от 4 июня 1995 года N 259 им не издавалось, автор жалобы полагает, что данный приказ продолжает действовать и подлежит применению при разрешении спорных правоотношений.
Не отменены, как отмечает административный истец в жалобе, и приказы командира войсковой части _ N 321 от 29 декабря 1998 года и N 375 от 28 декабря 2001 года, которыми ему было засчитано время выполнения задачи в выслугу лет, дающую право на пенсию, из расчета один день военной службы за три дня.
В подтверждение этого довода автор жалобы ссылается на состоявшееся по его обращению решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 мая 2002 года, которым были установлены вышеизложенные обстоятельства.
Судом не дано оценки приказу Министра обороны РФ N *14 от 7 марта 1996 года, а также другим приказам и директивам, на которые имеется указание в обозначенных приказах командира войсковой части _. К тому же, данные документы и само гражданское дело судом первой инстанции истребованы не были.
В заключение жалобы Тришин указывает, что приказ Министра обороны РФ N 9 от 4 января 1996 года "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" спорные правоотношения не регулирует, а поэтому суд первой инстанции не мог ссылаться на это распоряжение при разрешении административного дела.
В суде второй инстанции административный истец поданную апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки мнению автора жалобы об обратном, решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену в апелляционном порядке, судом не допущено.
Как бесспорно установлено по делу, в период с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года Тришин проходил военную службу по контракту в войсковой части 29202, которая дислоцировалась в _ (Республика Северная Осетия - Алания).
Приказами командира войсковой части _ от 29 декабря 1998 года N 321 и от 28 декабря 2001 года N 375 "Об исчислении выслуги лет и выплате денежного содержания в связи с выполнением задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания и Ингушской Республики" вышеуказанный период времени засчитан Тришину в выслугу лет, дающую право на пенсию, из расчета один день за три дня службы.
Поскольку в 2016 году Тришин подлежал досрочному увольнению с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ был произведен расчет его выслуги лет на пенсию, в который период с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года в льготном исчислении - один день за три дня службы засчитан не был.
Соглашаясь с таким расчетом Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, суд первой инстанции указал, что основания для такого порядка исчисления выслуги лет отсутствуют.
Такой вывод судебная коллегия находит правильным и исходит из следующего.
Действительно, в соответствии с частью второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Между тем Закон от 21 января 1993 года N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В частности, Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1) установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
В статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется его действие, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца 15 п. п. "б" пункта 3 постановления Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем с 2 ноября 1992 года.
В соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 года N 1253-1 "О чрезвычайном положении" и Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" на территории Северо-Осетинской ССР с 2 ноября по 2 декабря 1992 года было введено чрезвычайное положение.
Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 года N 407 режим чрезвычайного положения с 31 марта 1993 года был отменен и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории, в том числе и отдельные районы города Владикавказа.
В последующем Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 "О мерах по ликвидации Осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года" чрезвычайное положение было отменено на всей территории Республики Северная Осетия-Алания.
Кроме того, абзацем первым пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" выполнение задач военнослужащими на территории Республики Северная Осетия-Алания в октябре - ноябре 1992 года было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 года N 1276 "О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 года N 1474 "Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия", который действовал до 31 декабря 2001 года, выполнение на территории Республики Северная Осетия - Алания военнослужащими задач, предусмотренных данным Указом Президента Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
В соответствии с Указами Президента РФ от 15 февраля 1995 года N 139 и от 19 октября 1996 года N 1474, а также постановлениями Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 343 и от 28 октября 1996 года N 1276 председателю Временного Государственного комитета РФ, а в последующем полномочному представителю Президента РФ было делегировано право определять перечни воинских частей, привлекаемых к выполнению задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия-Алания и после отмены на этой территории чрезвычайного положения.
Приказом председателя Временного Государственного комитета Российской Федерации по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта от 4 июня 1995 года N 259 был определен Перечень таких воинских частей, к числу которых была отнесена и войсковая часть _, что автором апелляционной жалобы не оспаривается.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 года N 1474 постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 года N 1276 (п.14) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 343 было отменено в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и созданием структуры постоянно действующего полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания.
В новый Перечень, объявленный приказом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания от 5 февраля 1997 года N 4, войсковая часть _ в состав воинских соединений, частей и подразделений, привлекаемых для выполнения задач по ликвидации последствий Осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года, не вошла.
Таким образом Перечень воинских частей, утвержденный приказом председателя Временного Государственного комитета от 4 июня 1995 года N 259 фактически действовал до 5 февраля 1997 года.
Проанализировав данные обстоятельства и вышеизложенные правовые нормы, по убеждению судебной коллегии, вопреки ошибочному мнению автора жалобы об обратном, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на прохождение военной службы в г. Владикавказе в войсковой части _, период военной службы истца с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года зачету в его выслугу лет на пенсию в льготном исчислении - один месяц за три не подлежит.
Не имелось оснований для такого зачета и в силу положений приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 года N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", поскольку в соответствующих перечнях воинских формирований, утвержденных Генеральным штабом ВС РФ, войсковая часть _ отсутствовала и в период с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года к выполнению задач по нормализации обстановки на территории Республики Северная Осетия-Алания после отмены чрезвычайного положения, а также в условиях вооруженного конфликта не привлекалась.
Вопреки мнению автора жалобы об обратном, эти выводы суда первой инстанции основаны на исследованных доказательствах, а мотивы принятого решения достаточно подробно изложены в судебном акте, оснований сомневаться в правильности которых у судебной коллегии не имеется.
Что же касается ссылки автора жалобы на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 мая 2002 года, то она не может быть принята во внимание, поскольку указанное судебное постановление вынесено по конкретному делу с другим предметом спора и его содержание для настоящего административного дела в силу ст. 64 КАС РФ преюдициального значения не имеет.
С учетом изложенного приказы командира войсковой части _ от 29 декабря 1998 года N 321 и от 28 декабря 2001 года N 375 "Об исчислении выслуги лет и выплате денежного содержания в связи с выполнением задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия -Алания и Ингушской Республики", на которые ссылается Тришин в апелляционной жалобе, основанием к зачету спорного периода в льготном исчислении в его выслугу лет на пенсию также не являются.
При таких обстоятельствах изложенные, а также иные содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, о незаконности либо необоснованности судебного акта не свидетельствуют и основанием к его отмене служить не могут.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского гарнизонного военного суда от 25 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Тришина Д. А. об оспаривании решения Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, связанного с отказом зачесть время его военной службы с 16 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года в войсковой части 29202 в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении, оставить без изменений, а апелляционную жалобу административного истца Тришина Д. А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.