Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е. В.,
судей Машкиной Н. Ф.,
Захарчука О. В.,
при секретаре Токаревой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 08 августа 2016 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца С.А.И, на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2016 года, которым
административные исковое заявление С.А.И, к Управлению имущественный отношений Администрации города Ижевска, начальнику Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска Б.Е.Л. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, возложении обязанности предоставить информацию по запросу, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
С.А.И, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественный отношений Администрации города Ижевска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации.
Свои требования мотивировал тем, что 26 ноября 2015 года он обратился посредством электронной почты в Управление имущественный отношений города Ижевска с запросом в порядке статьи 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления":
действует ли договор аренды от 17 марта 2014 года N муниципального нежилого помещения по адресу: "адрес", заключенный между Управлением и Верхнекамским отдельным казачьим окружным обществом, если прекращен, то когда и что послужило основанием;
если указанный договор прекращен, то почему Верхнекамское отдельное казачье окружное общество продолжает пользоваться помещением, поступает ли от этого доход в казну Ижевска;
с ведома ли Управления ООО ЧОП "ОА " "данные изъяты"" занимало помещение в "адрес", в частности, организовало там комнату для хранения оружия, на основании какого договора (соглашения);
передавалось ли Верхнекамскому отдельному казачьему окружному обществу иное, помимо указанного в договоре от 17 марта 2014 года N, недвижимое имущество из числа находящегося в собственности МО "Город Ижевск" во владение и пользование с 2010 года по настоящее время.
Письмом Управления от 22 декабря 2015 года N, ему отказано в предоставлении запрашиваемой информации по мотиву того, что она не затрагивает его права и свободы. Считает отказ нарушающим гарантированное частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" право на свободное получение информации, доступ к которой федеральным законом не ограничен. В связи с чем, просит:
признать незаконным решение Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска, оформленное письмом от 22 декабря 2015 года N N об отказе в предоставлении по запросу от 26 ноября 2015 года информации о деятельности данного органа местного самоуправления по управлению имуществом муниципального образования "Город Ижевск";
обязать Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска предоставить в установленный судом срок информацию по запросу от 26 ноября 2015 года, а именно:
действует ли договор аренды от 17 марта 2014 года N муниципального нежилого помещения по адресу: "адрес", заключенный между Управлением и Верхнекамским отдельным казачьим окружным обществом, если прекращен, то когда и что послужило основанием;
если указанный договор прекращен, то почему Верхнекамское отдельное казачье окружное общество продолжает пользоваться помещением, поступает ли от этого доход в казну Ижевска;
с ведома ли Управления ООО ЧОП "ОА " "данные изъяты"" занимало помещение в "адрес", в частности, организовало там комнату для хранения оружия, на основании какого договора (соглашения);
передавалось ли Верхнекамскому отдельному казачьему окружному обществу иное, помимо указанного в договоре от 17 марта 2014 года N, недвижимое имущество из числа находящегося в собственности МО "Город Ижевск" во владение и пользование с 2010 года по настоящее время.
Определением судьи от 23 марта 2016 года к участию в дело привлечен в качестве административного ответчика и. о. начальника Управления имущественный отношений Администрации города Ижевска К-К..С.М,
Протокольным определением от 14 апреля 2016 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика и. о. начальника Управления имущественный отношений Администрации города Ижевска К-К..С.М, на надлежащего административного ответчика начальника Управления имущественный отношений Администрации города Ижевска Б.Е.Л..
Административный истец С.А.И, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска С.О.Ю. административный иск не признала, пояснила, что С.А.И, не является стороной договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 17 марта 2014 года, из обращения не следовало, какие именно его права и свободы затрагивает указанный договор, в связи с чем, запрашиваемая информация не была ему предоставлена.
В судебное заседание административный ответчик начальник Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска Б.Е.Л. не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанного лица.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец С.А.И, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить. Считает решение неправильным, основанным на ошибочном применении норм материального права, полагает, что с учетом положений действующего законодательства гражданину может быть доступна не только информация, непосредственно затрагивающая его права и свободы, но и иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, а также в силу принципа свободы поиска и получения информации, информация, доступ к которой не ограничен. На отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска, распространяется действие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", согласно которому отказ в предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления возможен только по основаниям, установленным в части 1 его статьи 20.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Как следует из материалов дела, о нарушенном праве С.А.И. известно 22 декабря 2015 года. С административным исковым заявлением С.А.И. обратился в суд 21 марта 2016 года. Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении установленного срока на обращение в суд.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.
Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
Согласно Положения об Управлении имущественных отношений Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 06 июня 2006 года N 116, Управление является структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управление имуществом муниципального образования "Город Ижевск", составляющим казну города Ижевска, за исключением средств городского бюджета, муниципальных земель и муниципального жилищного фонда, и управление имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Положение (пункт 1.1).
Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, указами и распоряжениями Президента Удмуртской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики, Уставом города Ижевска, муниципальными правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск", а также настоящим Положением (пункт 1.2).
Управление наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в судах (пункт 1.3).
Полномочиями Управления в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, являются, в том числе осуществление контроля за использованием муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование (пункт 2.10).
Управлением руководит на принципах единоначалия начальник Управления, который действует без доверенности от имени Управления. В своей деятельности начальник Управления руководствуется муниципальными правовыми актами и действующим законодательством (пункт 3.1).
Как следует из материалов дела, 26 ноября 2015 года С.А.И, обратился посредством электронной почты в Управление имущественный отношений города Ижевска в порядке 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" с запросом, в котором просил сообщить:
действует ли договор аренды от 17 марта 2014 года N муниципального нежилого помещения по адресу: "адрес", заключенный между Управлением и Верхнекамским отдельным казачьим окружным обществом, если прекращен, то когда и что послужило основанием;
если указанный договор прекращен, то почему Верхнекамское отдельное казачье окружное общество продолжает пользоваться помещением, поступает ли от этого доход в казну Ижевска;
с ведома ли Управления ООО ЧОП "ОА " "данные изъяты"" занимало помещение в "адрес", в частности, организовало там комнату для хранения оружия, на основании какого договора (соглашения);
передавалось ли Верхнекамскому отдельному казачьему окружному обществу иное, помимо указанного в договоре от 17 марта 2014 года N, недвижимое имущество из числа находящегося в собственности МО "Город Ижевск" во владение и пользование с 2010 года по настоящее время.
Из содержания запроса следует, что заявителем запрашивается информация в отношении муниципального имущества, переданного в аренду, что позволяет отнести указанный запрос к информации о деятельности органа местного самоуправления.
Письмом и. о. начальника Управления имущественный отношений Администрации города Ижевска от 22 декабря 2015 года N N С.А.И, отказано в предоставлении запрашиваемой информации. Отказ мотивирован тем, что запрашиваемая информация на затрагивает права и свободы заявителя.
Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу, что отказ административного ответчика в предоставлении запрашиваемой административным истцом информации, не нарушил его права и свободы либо создал препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Феедрации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон N 149-ФЗ) и Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту - Федеральный закон N 8-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ лицо, желающее получить доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не обязано обосновывать необходимость такого ее получения.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ не может быть органичен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно статье 2 действие Федерального закона N 8-ФЗ распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона N 8-ФЗ предусматривает право пользователя информацией не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
Частью 1 стать 1 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Способом обеспечения доступа к информации является предоставление информации по запросам пользователей, при этом информация может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, (статьи 6 и 7 Федерального закона N 8-ФЗ),
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (статья 11 Федерального закона N 8-ФЗ).
Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации (статья 18 Федерального закона N 8-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 8-ФЗ пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: 1) передаваемая в устной форме; 2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах; 3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией.
Положения части 6 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ предусматривают, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, регламентирующих базовое, конституционное право на получение информации, можно сделать вывод, что несмотря на отсутствие обязанности подтверждать необходимость получения такой информации, данная информация, о получении которой лицо обращается в органы государственной власти или органы местного самоуправления, безусловно, должна каким-либо образом затрагивать его права и свободы.
Такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Из материалов дела усматривается, что обращение С.А.И, было рассмотрено в установленные сроки, ответ дан компетентным лицом в пределах предоставленные ему полномочий, отказ в предоставлении информации мотивирован, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Из обращения от 26 ноября 2015 года С.А.И, не следует, что заявителем запрашивалась информация, непосредственного затрагивающая его права и свободы,
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что запрашиваемая информация затрагивает или может затрагивать права и свободы С.Н..А.
С учетом указанных обстоятельств, отказ административного ответчика в предоставлении данной информации является правомерным, административный ответчик располагал с учетом приведенных выше положений действующего законодательства основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении информации, запрошенной С.А.И, в обращении от 26 ноября 2015 года.
Утверждения заявителя о нарушении административным ответчиком его права на информацию о деятельности органа местного самоуправления со ссылкой на положения статьи 20 Федерального закона N 8-ФЗ, предусматривающей основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, решение административного ответчика об отказе С.А.И, в предоставлении информации, запрошенной в обращении от 26 ноября 2015 года соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законные интересы С.А.И,
При этом, обратившись в суд за оспариванием решения об отказе в предоставлении информации, С.А.И, не указал никаких оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает или может затрагивать непосредственно его права и свободы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию подателя жалобы с состоявшимся решением суда первой инстанции, не содержат в себе указания на нарушения, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность отмены решения суда. Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А.И, - без удовлетворения
Председательствующий судья: Е. В. Кричкер
Судьи: О. В. Захарчук
Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.