Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Захарчука О.В., Кричкер Е.В.,
с участием помощника прокурора УР Борзенковой Т.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 07 сентября 2016 года административное дело
по апелляционной жалобе зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Вавожский район" шестого созыва по Большеволковскому избирательному округу N 10 К.О.С.
на решение Увинского районного суда УР от 30 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления К.О.С. об отмене регистрации Т.Н.Л. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Вавожский район" по Большеволковскому избирательному округу N 10.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В.; выслушав объяснения представителя кандидата К.О.С. - Н.И.А. (доверенность 18 АБ 0851740 от 30 августа 2016 года сроком на три года, диплом ДВС 1209481 от 25 июня 2002 года, регистрационный номер 58258 от 04 июля 2002 года, л.д.117, 63), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения кандидата Т.Н.Л., полагавших апелляционную жалобу необоснованной; заключение помощника прокурора УР Борзенковой Т.А. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета депутатов муниципального образования "Вавожский район" (далее по тексту - Совет депутатов МО "Вавожский район") от 27 июня 2016 года N 272 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Совета депутатов МО "Вавожский район" шестого созыва.
К.О.С. и Т.Н.Л. являются кандидатами в депутаты Совета депутатов МО "Вавожский район" шестого созыва по Большеволковскому избирательному округу N 10 (далее по тексту - кандидат К.О.С. и кандидат Т.Н.Л.), зарегистрированными территориальной избирательной комиссией Вавожского района (далее по тексту - ТИК Вавожского района, Избирательная комиссия), в силу части 3 статьи 13 Закона УР от 16 мая 2016 года N 33-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закон УР N 33-РЗ) выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии (л.д.7, 67).
Кандидат К.О.С. (далее по тексту - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Т.Н.Л., сославшись на неоднократное использование им преимуществ своего должностного и служебного положения, а также на нарушение требований пункта 2 статьи 40 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N67-ФЗ), обязывающего кандидата не позднее пяти дней со дня регистрации предоставить в избирательную комиссию копию приказа об освобождении от выполнения должностных и служебных обязанностей.
Требования мотивировал тем, что в нарушение законодательства о выборах кандидат Т.Н.Л., замещая должность Главы Администрации МО "Вавожский район", не ушёл в отпуск, в избирательных целях регулярно использует служебный автотранспорт, служебные помещения в Администрации МО "Вавожский район", а также телефон, факс, оргтехнику и информационные услуги, обеспечивающие функционирование Администрации МО "Вавожский район", чем нарушает права административного истца, поскольку не обеспечивается принцип равенства зарегистрированных кандидатов (л.д.4-6).
Кандидат К.О.С. был своевременно извещён о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился (л.д.61).
В силу ч.3 ст.243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Председатель ТИК Вавожского района, в силу пункта 1 статьи 11 Закона УР от 13 декабря 2006 года N 58-РЗ "О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике" представляющая ТИК Вавожского района, в судебном заседании требования административного истца не признала, просила отказать в их удовлетворении (л.д.66).
Кандидат Т.Н.Л. в судебном заседании полагал требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что с момента своей регистрации в качестве кандидата находится в бесплатном отпуске и не допускает использования преимуществ должностного и служебного положения.
Решением Увинского районного суда УР от 30 августа 2016 года административное исковое заявление кандидата К.О.С. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе кандидат К.О.С. просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные им требования в полном объёме. При этом ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в").
В силу статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции от 21 июля 2005 года), кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (пункт 1);
зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации (пункт 2).
В пункте 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ перечислены ограничения, несоблюдение которых признаётся использованием преимуществ должностного или служебного положения:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Аналогичные правовые нормы установлены частями 1, 2 и 4 статьи 32 Закона УР N 33-РЗ.
В силу статей 14 и 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств неоднократного использования преимуществ своего должностного или служебного положения со стороны кандидата Т.Н.Л.
Данные выводы суда судебная коллегия признаёт правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции:
на основании контракта от 19 января 2012 года, заключённого с Главой МО "Вавожский район" И.Т.В. до окончания срока полномочий Совета депутатов МО "Вавожский район" пятого созыва, Т.Н.Л. замещает должность Главы Администрации МО "Вавожский район", то есть муниципальную должность муниципальной службы (л.д.49-57);
постановлением ТИК Вавожского района от 16 августа 2016 года N22.26 Т.Н.Л. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО "Вавожский район" шестого созыва по Большеволковскому избирательному округу N 10 (л.д.67);
15 августа 2016 года Т.Н.Л. представил в ТИК Вавожского района распоряжение Главы Администрации МО "Вавожский район" от 15 августа 2016 года N 226 о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы Т.Н.Л. с 18 августа по 18 сентября 2016 года (л.д.68).
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования, установленные пунктом 2 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ и частью 2 статьи 32 Закона УР N 33-РЗ, кандидатом Т.Н.Л. соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение о предоставлении Т.Н.Л. бесплатного отпуска издано неполномочным лицом с нарушением требований трудового законодательства, подлежат отклонению, поскольку не являются юридически значимыми в рамках заявленного спора об отмене регистрации кандидата Т.Н.Л.
При этом в деле отсутствуют и административным истцом не представлены доказательства того, что будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты, Т.Н.Л. осуществляет полномочия Главы Администрации МО "Вавожский район", неоднократно используя при этом преимущества своего должностного или служебного положения.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что после регистрации кандидат Т.Н.Л. неоднократного находился в здании Администрации МО "Вавожский район", где со слов известных лиц осуществлял предвыборную агитацию, подлежит отклонению, поскольку в деле отсутствуют допустимые, относимые и достоверные доказательства указанных обстоятельств.
Показания свидетелей И.Т.В. и Д.В.Б., допрошенных в судебном заседании по инициативе представителя административного истца, носят вероятностный и предположительный характер.
Свидетель И.Т.В., в судебном заседании пояснила, что несколько раз встречала Т.Н.Л. в здании Администрации МО "Вавожский район" и предполагает, что он давал какие то указания своим подчинённым. Свидетель Д.В.Б. в суде пояснил, что видел Т.Н.Л. на его рабочем месте 22 августа 2016 года, но ему не известно, какие вопросы он там решал. Кроме того, со слов иных лиц, сообщил, что Т.Н.Л. был на работе 22, 24 и 25 августа 2016 года по неизвестному ему поводу. Другие сведения, о которых данные свидетели сообщили суду со слов известных им лиц, а именно: о встрече кандидата Т.Н.Л. с пенсионерами, проходившую за пределами Большеволковского избирательного округа N 10, где его заместитель по социальным вопросам проводила агитацию за него; о визите к председателю колхоза "Удмуртия" с заместителем Главы Администрации по сельскому хозяйству с целью поддержки Т.Н.Л. на выборах; о встрече с митрополитом Викторином; о педагогической конференции, где Т.Н.Л. выступал как Глава Администрации МО "Вавожский район", - также не свидетельствуют о наличии относимых, допустимых и достоверных доказательств использования последним преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания депутатом Совета депутатов МО "Вавожский район" шестого созыва.
Так, в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции административный истец не представил доказательств того, что кандидат Т.Н.Л. привлекал к деятельности, способствующей его избранию, лиц, находящихся в его подчинении или в иной служебной зависимости, государственных или муниципальных служащих, и они проводили за него агитацию именно в служебное (рабочее) время.
Кроме того, в деле отсутствуют доказательства использования кандидатом Т.Н.Л. помещений Администрации МО "Вавожский район" для осуществления им деятельности, способствующей его избранию по Большеволковскому избирательному округу N 10.
В связи с чем, ссылка административного истца на то, что ему было отказано в предоставлении тех же помещений на тех же условиях является не состоятельной.
Не представлены административным истцом вышеназванные доказательства и в суд апелляционной инстанции.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на наличие у кандидата Т.Н.Л. сотового телефона, оплата которого частично компенсируется из средств муниципального бюджета, также подлежит отклонению, поскольку факт признания кандидатом Т.Н.Л. в судебном заседании того, что его мобильный телефон частично оплачивается из средств местного бюджета по ранее установленным расценкам, не свидетельствует о том, что указанные средства были использованы последним для проведения предвыборной агитации. При этом административный истец не представил доказательств указанных обстоятельств.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому в качестве повода к отмене законного и обоснованного решения суда судебной коллегией не рассматриваются.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увинского районного суда УР от 30 августа 2016 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу кандидата К.О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полушкин А.В.
Судьи Захарчук О.В.
Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.