Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н. В.,
с участием прокурора Афлятуновой Т. Ф.,
представителей административного истца Ярынченко И. О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ), Каширского С. С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ),
представителей административного ответчика Вострикова С. В., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ), Лебедева С. О., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании частично недействующими нормативных правовых актов,
установил:
Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 27 ноября 2015 года принят приказ N 22/10 "О плате за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго").
Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 27 ноября 2015 года принят приказ N 22/11 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") для заявителей, подающих заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее по тексту - ПАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит:
1.признать недействующим приказ N 22/10 от 27 ноября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики "О плате за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") в части:
установления стандартизированной тарифной ставки С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"), в размере 301,96 руб./кВт, в том числе стандартизированной тарифной ставки С1.1 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 34,15 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С1.3 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 1,01 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 220,39 руб./кВт (приложение 1);
ставок за единицу максимальной мощности С1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 34,15 руб./кВт, С5 за участие сетевой организации в осмотре должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых устройств заявителя в размере 1,01 руб./кВт, С6 фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 220,39 руб./кВт (приложение N 3);
2.признать недействующим Пприказ N 22/11 от 27 ноября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики "Об устанволении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПОА "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") для заявителей, подающих заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке подключения энергопринимающих устройств)" в части:
определения расходов ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, на установленный период регулирования в размере 8538,8 тыс. руб. (без НДС),
3. обязать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики принять новое решение, устраняющее допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "МРСК Центра и Приволжья", а именно:
установить:
дифференцированную стандартизированную тарифную ставку для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в размере не более 550 рублей), по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"):
в рамзере1160 руб./кВт для заявителей, присоединяющих устройств мощностью до 15 кВт включительно, в том числе стандартизированную тарифную ставку С1.2 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 227,3 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 266,2 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 666,4 руб./кВт;
в размере 118,0 руб./кВт для заявителей, присоединяющих устройств мощностью свыше 15 кВт, в том числе стандартизированную тарифную ставку С1.1 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 23,1 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 27.1 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 67,8 руб./кВт;
ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВт и максимальной мощности менее 8900 кВт для заявителей, присоединяющих устройства мощностью до 15 кВт включительно, С1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 227,3 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 266,2 руб./кВт, С6 за фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 666,4 руб./кВт;
ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВт и максимальной мощности менее 8900 кВт для заявителей, присоединяющих устройства мощностью свыше 15 кВт, С1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 23,1 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 27,1 руб./кВт, С6 за фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 67,8 руб./кВт;
определить расходы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства на уровне напряжения 20 кВт включительно необходимого заявителя класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, на установленный период регулирования в размере 37162 тыс. руб. (без НДС),
Заявление мотивировано тем, что административный ответчик при расчете на 2016 год стандартизированной тарифной ставки С1 на выполнение организационно-технических мероприятий технологического присоединения:
не применил дифференциацию стандартизированной тарифной ставки в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, учел экономически необоснованные расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, не включаемые в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающих 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), чем нарушены требования абзаца 1 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1187;
неправомерно учел при установлении стандартизированной ставки С1, применяемой в отсутствии дифференциации мероприятия в виде осмотра присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом Ростехнадзора, что не соответствует подпункту "е" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861;
ставка платы С1 за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждена без разделения для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной и постоянной схемы электроснабжения, что противоречит положениям пункта 21 Методических указаний по определение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года N 209-э/1;
при расчете необходимой валовой выручки необоснованно снижен, а также исключен ряд расходов, величина расходов определена путем индексации, что не соответствует абзацу 1 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1187 и нарушает принцип экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, определенный пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Оспариваемые приказы в части противоречат действующим нормативно-правовым актам и нарушают права и законные интересы административного истца. Неправильные действия административного ответчика повлекли за собой установление платы за технологическое присоединение, не прикрывающей расходы филиала "Удмуртэнерго" на осуществление организационно-технологических мероприятий.
В судебном заседании представитель административного истца Ярынченко И. О. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Фактически привела доводы изложенные в административном исковом заявлении и письменных пояснениях, приложенных к материалам административного дела.
Представитель административного истца Каширский С. С. доводы представителя Ярынченко И. О. поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Востриков С. В. против удовлетворения административного искового заявления возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением компетенции данного органа исполнительной власти Удмуртской Республики, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Привел доводы, отраженные в письменных возражениях, приложенных к материалам административного дела.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы России не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания. Суд в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства определилдело рассмотреть по существу в отсутствие указанного лица, признав его явку не обязательной.
В поступивших письменных объяснениях, представитель Федеральной антимонопольной службы России указывает на то, что нормами действующего законодательства не предусмотрена дифференциация ставки С1 по диапазоном присоединяемой максимальной мощности, в том числе до 15 кВт.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Афлятуновой Т. Ф., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 Устава ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество является юридическим лицом, прежнее наименование Общества - Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (л. д 105-123 том 1).
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по оказанию услуг технологическому присоединению энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Основными целями деятельности является осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса, обеспечение устойчивого развития распределительного электросетевого комплекса, обеспечение надёжного и качественного энергоснабжения потребителей (пункты 3.1, 3.2 Устава).
Общество может создавать филиалы и открывать представительства, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами (пункт 2.8 Устава).
Из пунктов 1.2, 3.2 Положения о филиале "Удмуртэнерго" Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" следует, что филиал является обособленным подразделением Общества, основным предметом деятельности которого является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям (л. д.14-22 том 2).
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики N 22/10 от 27 ноября 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и от 27 декабря 2004 года N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок)", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года N 215-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям" и Положением о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466, установлены:
стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") согласно приложению 1 к настоящему приказу:
пункт 1) стандартизированная тарифная ставка (С1) на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"), в размере 301,96 руб./кВт;
подпункт 1.1) стандартизированная тарифная ставка (С1.1) на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб./кВт;
подпункт 1.2) стандартизированная тарифная ставка (С1.2) на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 34,15 руб./кВт;
подпункт 1.3) стандартизированная тарифная ставка (С1.3) на покрытие расходов на участие сетевой организации в осмотре (Обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств в размере 1,01 руб./кВт;
подпункт 1.4) стандартизированная тарифная ставка (С1.4) на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 220,39 руб./кВт;
ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВ и максимальной мощности менее 8900 кВт согласно приложению 3 к настоящему приказу:
пункт 1) подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) (С1) в размере 46,41 руб./кВт;
пункт 4) проверка сетевой организацией выполнения заявителем ТУ (С4) в размере 34,15 руб./кВт,
пункт 5) участие сетевой организации в осмотре должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых устройств заявителя (С5) в размере 1,01 руб./кВт;
пункт 6) фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети (С6) в размере 220,39 руб./кВт (л. д. 23-31 том 1).
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики N 22/11 от 27 ноября 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и от 27 декабря 2004 года N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок)", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года N 215-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям" и Положением о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466, определены расходы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, на установленный период регулирования в размере 8538,8 тыс. руб. (без НДС) (пункт 3) (л. д. 32-35 том 1).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Согласно абзаца 5 части 1 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг регулируются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27 декабря 2004 года (далее по тексту - Правила технологического присоединения N 861).
Пунктом 16 Правил технологического присоединения N 861 установлен перечень существенных условий договора технологического присоединения, одно из которых - размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
В пункте 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ установлен перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках, а также предусмотрено государственное регулирование платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющие ее величину.
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) регламентированы пунктами 1 и 2 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ. Указанными нормами регулирование цен (тарифов) на услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, не отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Следовательно, установление этих цен (тарифов) относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 7, пункта 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466, таким органом является на территории Удмуртской Республики Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйств и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (л. д 52-59 том 2).
Согласно пунктам 1 и 5 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Проверяя порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил.
Согласно подпункта 2 пункта 12 названного выше Положения, Министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.
Министерство возглавляет министр энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (пункт 15 Положения).
Для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется Комиссия по тарифному регулированию, общей численностью не более 9 человек. Министр является председателем Комиссии и утверждает персональный состав Комиссии, а также порядок ее деятельности. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы (пункт 14 Положения).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2, подпунктом 3 пункта 5 Порядка размещения (опубликования) правовых актов Удмуртской Республики на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, к правовым актам Удмуртской Республики относятся правовые акты исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирование цен (тарифов), размещение (опубликование) на сайте правовых актов Удмуртской Республики осуществляется, если иное не установлено законодательством или самим паровым актом, в течение 10 дней со дня подписания правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирование цен (тарифов).
Оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в установленном законом порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, подписаны уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемые нормативные правовые акты вступили в силу, являются действующими.
Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
Проверяя существо оспариваемых административным истцом положений нормативных правовых актов и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об их соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с абзацем 1 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1187 (далее по тексту - Основы ценообразования) в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д"-"ж" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Положения абзаца 4 пункта 87 Основ ценообразования предусматривают, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно абзаца 6 пункта 87 Основ ценообразования размер стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт максимальной мощности определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя, с учетом положений абзацев второго и третьего настоящего пункта. Дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Исходя из анализа приведенного законоположения, можно сделать вывод о том, что при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с Методическими указаниями по определение размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 (далее по тексту - Методические указания).
В силу пункта 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:
1) на период регулирования:
- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе IV Методических указаний;
- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно приложению N 2 к Методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний;
- формула платы за технологическое присоединение;
2) по обращению сетевой организации плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ и объектов по производству электрической энергии, а также при присоединении по индивидуальному проекту.
Согласно пункту 31 Методических указаний, для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на уровне напряжения i (руб.) посредством применения стандартизированных тарифных ставок, включающих расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов "б" и "а"), и расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей, определяемых по каждому мероприятию, утвержденному приложением N 1 к Методическим указаниям, при осуществлении технологического присоединения планируемого годового объема мощности утверждается следующий перечень стандартизированных тарифных ставок:
С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов "б" и "в") (руб. /кВт), которая утверждается итоговой суммой, а также в разбивке по следующим ставкам (руб. /кВт): С1.1 - подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ); С1.2 - проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий; С1.3 - участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств; С1.4 - осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включен");
С 2,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи на i-м уровне напряжения согласно приложению N 1 к Методическим указаниям в расчете на 1 км линий (руб. /км);
С 3,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередачи на i-м уровне напряжения согласно приложению N 1 к Методическим указаниям в расчете на 1 км линий (руб. /км);
С 4,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций согласно приложению N 1 к Методическим указаниям на i-м уровне напряжения (руб. /кВт). С4 утверждается отдельно по каждому мероприятию пунктов 3.3 -3.5 приложения N 2 Методических указаний.
Из приведенного положения следует, что разделение стандартизированной тарифной ставки С1 на уровни напряжения и объемы мощности не предусмотрено.
Разбивка по категориям потребителей, по уровням напряжения и (или) объему присоединяемой максимальной мощности предусмотрена для ставки платы С2, С3, и С4 (пункт 22 Методических указаний).
Указанное подтверждается требованиями, установленными в Приложении N 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2015 года N 987, согласно которым ставки платы (стандартизированная тарифная ставка) С 2,i, С 3,i и С 4,i за технологическое присоединение к электрическим сетям дифференцируются по виду используемого материала, способу выполнения работ, категориям потребителей, уровням напряжения и (или) объему присоединяемой максимальной мощности.
При этом пункт 21 Методических указаний указывает, что ставка платы С1 за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждается в разбивке по следующим мероприятиям: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ); проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий; участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксации коммутационного аппарата в положении "включено").
С учетом изложенного и установленного, суд приходит к выводу, что при установлении стандартизированной тарифной ставки С1 для расчёта платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПОА "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") орган регулирования руководствовался номами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, согласно которым дифференциация стандартизированной тарифной ставки С1 по диапазонам мощности и уровня напряжения не предусмотрена.
Необоснованным суд находит и утверждения административного истца о неправомерности органом регулирования при установлении стандартизированной ставки С1 учета мероприятий в виде осмотра присоединяемых энергопринимающих устройств должностными лицами Ростехнадзора, ссылаясь на подпункт "е" пункта 18 Правил технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 18 Правил технологического присоединения, осмотр (обследование) присоединяемых электропринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра электроустановки по форме, утвержденной органом федерального государственного энергетического надзора.
Пунктом 16 Методических указаний предусмотрено, что для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнения сетевой организацией ряда обязательных мероприятий, в том числе осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя;
При этом из пункта 16.1 Методических указаний следует, что в расходы на осмотр присоединяемых Устройств Заявителя, включая осмотр вводных распределительных устройств, сетевой организацией и Заявителем (без участия должностного лица органа федерального государственного энергетического надзора), учитываются при установлении платы за технологическое присоединение для следующих категорий заявителей:
заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения энергопринимающих устройств);
заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности);
заявителей в целях временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII Правил технологического присоединения;
заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что осмотр сетевой организацией и Заявителем присоединяемых Устройств Заявителя является необходимым в рамках проводимых мероприятий, независимо о необходимости участия должностного лица органа федерального государственного энергетического надзора или без его участия, следовательно расходы на осмотр (обследование) подлежат учету органом регулирования для расчета платы за технологическое присоединение у электрическим сетям.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Федеральной службы по тарифам России от 15 мая 2014 года N ЕП-5296/12 "О разъяснении отдельных пунктов Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" для перечисленных в пункте 16.1 Методических указаний категорий заявителей расходы на осмотр присоединяемых Устройств Заявителя, включая осмотр вводных распределительных устройств, сетевой организацией и Заявителем (без участия должностного лица органа федерального государственного энергетического надзора) должны учитываться по мероприятиям "Участие сетевой организации в осмотре должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств Заявителя" (пункт 5 Приложения N 2 к Методическим указаниям).
Подлежат отклонению доводы административного истца о том, что в нарушение пункта 21 Методических указаний ставка платы С1 за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждена без разделения для технического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы энергоснабжения и постоянной схемы электроснабжения.
Так, согласно пункта 21 Методический указаний ставки платы за единицу максимальной мощности и стандартизированные тарифные ставки утверждаются следующим образом:
Ставка платы С1 за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждается для каждой сетевой организации в ценах периода регулирования отдельно для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы электроснабжения, в том числе для обеспечения электрической энергией передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), и для постоянной схемы электроснабжения, а также утверждается в разбивке по следующим мероприятиям (руб./кВт): подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ); проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий; участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Как следует из оспариваемого приказа N 22/10 от 27 ноября 2015 года (л. д. 23-32 том 1) органом регулирование стандартизированная ставка платы С1 за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") утверждена в разбивке по мероприятием: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий Заявителю (ТУ) (С1.1); проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий (С1.2); участие сетевой организации в осмотре (обследовании) должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых Устройств (С1.3); осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") (С1.4).
При этом, согласно Примечания к указанному Приказу, стандартизированные тарифные ставки (С.1, С1.1, С1.2, С1.3, С1.4) принимаются равными для временной и постоянной схем электроснабжения.
Таким образом, административным ответчиком при решении вопроса об установлении платы за техническое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") соблюдены требования пункта 21 Методических указаний.
Рассматривая доводы административного истца о необоснованности действий органа регулирования по снижению расходов и исключению полностью ряда статей затрат при расчете необходимой валовой выручки (далее по тексту - НВВ), суд находит, что орган регулирования устанавливая НВВ и принимая спорны расходы, правомерно руководствовался следующими обстоятельствами и нормативными документами.
Так, согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.
Пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 определен перечень обосновывающих материалов, подлежащих предоставлению регулируемым организациям при установлении цен (тарифов) (далее по тексту - Правила):
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;
12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;
13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты);
14) один из следующих документов, подтверждающих обязанность потребителя оплатить расходы сетевой организации, связанные с установкой для него приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией;
вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии;
15) справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя.
Как следует из материалов дела, 30 октября 2015 года в адрес органа регулирования поступило заявление административного ответчика об установлении платы за технологическое присоединение к сетям филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на 2016 года, (л. д. 49-50 том 1).
В судебном заседании установлено, что административный истец предоставил необходимые для установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям документы, за исключением расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Для целей бухгалтерского учета приказом ПАО "МРСК Центра и Приволжья" от 31 декабря 2014 года N 821 определена Единая учетная политика Общества (л. д. 58-65 том 2).
Согласно пункту 565 данной Единой учетной политики затраты Общества по виду деятельности "услуги по технологическому присоединению к сети" формируются калькуляционным способом.
Пункт 574 Единой учетной плитки определяет, что себестоимость услуг по технологическому присоединению к сети представляет собой совокупность расходов, связанных с выполнением комплекса работ (мероприятий) организационного и технического характера, направленного на обеспечение возможности передачи электрической энергии на энергопринимающие устройства юридических и физических лиц в соответствии с заявленным им параметрами, а также на обеспечение выдачи мощности электростанциями. Формирование себестоимости услуг производиться в соответствии с утвержденными "Положением учета расходов по деятельности "технологическое присоединение ПАО "МРСК Центра и Приволжья", относимых на себестоимость.
Таким образом, административный истец, своими локальными нормативными актами определил, что затраты (расходы) по виду деятельности "услуги по технологическому присоединению к сети" формируются калькуляционным способом, то есть путем калькуляции затрат и с учетом "Положения учета расходов по деятельности "технологическое присоединение ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
При рассмотрении дела достоверно установлено, и не оспаривается самим административным истцом, что для экономического обоснования расходов на осуществление регулируемой деятельности (технологическое присоединение к электрическим сетям), последним в орган регулирования указанные сведения в полном объеме, предусмотренном в пункте 17 Правил не предоставлены.
Суд констатирует, что наличие расчета расходов административного истца на оказание услуг по технологическому присоединению на 2016 год с приложением калькуляции и "Положения учета расходов по деятельности "технологическое присоединение ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обусловлено необходимостью расчета экономически обоснованной суммы расходов на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на период регулирования - 2016 год в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике урегулированы в Правилах. Из пунктов 12, 17 Правил следует, что НВВ устанавливается на основании экспертной оценки предложений регулируемой организации, предоставленных ими в регулирующие органы вместе с обосновывающими материалами.
Положения пункта 24 Правил предусматривают, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, всех необходимых материалов, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной детальности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующий период регулирования, использованных в том числе, для установления действующий цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 19 Правил в случае, если в ходе анализа предоставленных регулирующими организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их предоставления и требования к ним, а регулируемые организации предоставляют их в течении 7 дней со дня поступления запроса.
Анализ данной нормы дает основания считать о наличии у органа регулирования права по запросу необходимых документов, который он инициирует по собственной инициативе в случае такой необходимости. Указанная норма не носит обязательный характер для органа регулирования по запрошу дополнительных материалов. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности, в случае иной оценки этой категории другим лицом.
В связи с чем, судом отклоняются доводы административного истца о том, что орган регулирования был обязан запросить дополнительные документы и материалы.
Правила, как указано было выше, не предусматривают обязанности органа регулирования в обязательном порядке запрашивать дополнительные материалы, а административный истец вопреки требованиям действующего законодательства о тарифном регулировании, являясь лицом, заинтересованным в обосновании спорных расходов и, как следствие, в подтверждении достоверности исходных данных, на основе которых рассчитывается НВВ, не предоставило в орган регулирования документы и сведения, необходимые для непосредственного исследования правомерности исчисления спорных сумм, связанными с расходами заявителя.
Суд считает правомерным принятие административным ответчиком при расчете необходимой валовой выручки в качестве исходных данных - данные за предыдущие периоды регулирования, в виду того, что административным истцов не предоставлены все необходимые материалы (расчет расходов на оказание слуг по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных, включая калькуляцию затрат и Положение учета расходов, подтверждающие и обосновывающие необходимость использования в 2016 году затрат в суммах, указанных в предоставленном административным истцом расчете необходимой валовой выручки).
При этом следует отметить, что административный истец, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должен быть заинтересован в проявлении собственной инициативы по предоставлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа, поскольку согласно пункту 24 Правил в случае не предоставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, всех необходимых материалов, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной детальности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующий период регулирования, использованных в том числе для установления действующий цен (тарифов).
Также суд отмечает, что административный истец заблаговременно был извещен о назначении рассмотрения дела органом регулирования, был ознакомлен с заключением экспертов, каких-либо возражений на заключение о проведенной экспертизе в части расчета НВВ до начала рассмотрения дела от него в орган регулирования не поступило, не имелось возражений и при рассмотрении вопроса, что следует из протоколов заседания Комиссии по тарифному регулированию (л. д. 156-182 том 1).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых положений нормативных правовых актов органом регулирования были соблюдены требования федерального законодательства, в том числе и установленные частью 1 статьи 6 Федерльного закона N 35-ФЗ общие принципы организации отношений в сфере электроэнергетики по соблюдению баланса экономических интересов административного истца и интересов потребителей; обеспечению экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого административным истцом деятельности; обеспечению недискриминационных и стабильных условий осуществления административным истцом предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики. Оспариваемыми нормативными правовыми актами не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии нормативных правовых актов соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика, как и соблюдены форма и вид нормативных правовых актов, процедура их принятия и введения в действие, оспариваемые нормативные правовое акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.
Согласно пункта 2 части 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Удмуртской Республики.
В виду того, что судом административные исковые требования признаны не подлежащими удовлетворению, в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют основания для взыскания с ответчика расходов административного истца по оплате государственной пошлины
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики:
О признании недействующим приказа N 22/10 от 27 ноября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики "О плате за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") в части:
установления стандартизированной тарифной ставки С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"), в размере 301,96 руб./кВт, в том числе стандартизированной тарифной ставки С1.1 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 34,15 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С1.3 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 1,01 руб./кВт, стандартизированной тарифной ставки С1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 220,39 руб./кВт (приложение 1);
ставок за единицу максимальной мощности С1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 46,41 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 34,15 руб./кВт, С5 за участие сетевой организации в осмотре должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора присоединяемых устройств заявителя в размере 1,01 руб./кВт, С6 фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 220,39 руб./кВт (приложение N 3);
О признании недействующим приказа N 22/11 от 27 ноября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики "Об устанволении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПОА "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") для заявителей, подающих заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке подключения энергопринимающих устройств)" в части:
определения расходов ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, на установленный период регулирования в размере 8538,8 тыс. руб. (без НДС);
Возложении обязанности на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики принять новое решение, устраняющее допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "МРСК Центра и Приволжья", а именно:
установить:
дифференцированную стандартизированную тарифную ставку для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго") С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в размере не более 550 рублей), по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 (кроме подпунктов "б" и "в"):
в рамзере1160 руб./кВт для заявителей, присоединяющих устройств мощностью до 15 кВт включительно, в том числе стандартизированную тарифную ставку С1.2 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 227,3 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 266,2 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 666,4 руб./кВт;
в размере 118,0 руб./кВт для заявителей, присоединяющих устройств мощностью свыше 15 кВт, в том числе стандартизированную тарифную ставку С1.1 на покрытие расходов на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 23,1 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.2 на покрытие расходов на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий в размере 27.1 руб./кВт, стандартизированную тарифную ставку С1.4 на покрытие расходов на осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") в размере 67,8 руб./кВт;
ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВт и максимальной мощности менее 8900 кВт для заявителей, присоединяющих устройства мощностью до 15 кВт включительно, С1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 227,3 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 266,2 руб./кВт, С6 за фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 666,4 руб./кВт;
ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиала "Удмуртэнерго") на уровне напряжения ниже 35 кВт и максимальной мощности менее 8900 кВт для заявителей, присоединяющих устройства мощностью свыше 15 кВт, С1 за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) в размере 23,1 руб., С4 за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ в размере 27,1 руб./кВт, С6 за фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств электрической сети в размере 67,8 руб./кВт;
определить расходы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (филиал "Удмуртэнерго"), связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение устройств заявителей максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства на уровне напряжения 20 кВт включительно необходимого заявителя класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, на установленный период регулирования в размере 37162 тыс. руб. (без НДС),
оставить без удовлетворения.
Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 29 августа 2016 года.
Судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.