Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего - Суханова Ю.В.,
Членов Президиума - Емельянова А.В., Берша С.И., Головкова Л.П.,
по докладу - судьи Калмыкова В.Ю.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Дёмина А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Муниципального образования "Город Глазов" N от ДД.ММ.ГГГГ
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 28 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2016 года,
переданной на рассмотрение суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Калмыкова В.Ю. от 22 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Дёмин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Муниципального образования "Город Глазов".
Заявление мотивировал тем, что решением призывной комиссии от 9 ноября 2015 года он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Данное решение он считает незаконным. Свою позицию объясняет тем, что в период с 2005 года по 2015 год в отношении него не принималось мер по призыву на военную службу. Проходил обучение с 2005 по 2009 год в "данные изъяты" государственном педагогическом университете и с 2010 по 2014 год в "данные изъяты" институте государственного управления и права. С 2008 года повесток о необходимости явиться в военный комиссариат ему не направлялось.
Решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 28 января 2016 года признано незаконным решение призывной комиссии Муниципального образования "Город Глазов" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом предписано устранить допущенные нарушения прав и свобод Дёмина А.А. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суду и гражданину.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2016 года решение районного суда оставлено без изменения.
В тексте кассационной жалобы, поступившей в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 24 мая 2016 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявителем указано, что оспариваемое решение призывной комиссии от 9 ноября 2015 года является законным и обоснованным, поскольку в период с 01.01.2014 года по 03.07.2015 года Дёмин А.А. обязан был пройти военную службу в установленном законом порядке. Решения об освобождении от призыва на военную службу или представления отсрочки в указанный период в отношении Дёмина А.А. не принимались.
Для проверки законности судебных постановлений в кассационном порядке административное дело 2 июня 2016 года истребовано в Верховный Суд Удмуртской Республики и поступило 9 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Калмыкова В.Ю., выслушав доводы представителя ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" К.Е.Р., поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
По делу установлено, что 17 января 2005 года Дёмин А.А. постановлен на воинский учет и одновременно с этим ознакомлен с его правилами, в том числе и об обязанности сообщать в 2-х недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства.
После окончания школы в 2005 году Дёмин А.А. поступил в Государственное образовательное учреждение ВПО " "данные изъяты" государственный педагогический университет", где проходил обучение по очной форме. Срок окончания указанного учебного заведения в 2010 году (согласно справке учебного заведения N 852 от 16.10.2007г.).
В связи с поступлением на обучение в Государственное образовательное учреждение ВПО " "данные изъяты" государственный педагогический университет" 06.10.2005г. Дёмин А.А. (по заявлению) был снят с учета в отделе военного комиссариата г. Глазова. После этого он должен был в течение 2-х недель, т.е. до 20.10.2005 г., встать на воинский учет в отделе военного комиссариата "данные изъяты", по месту жительства (требование ст. 10 Закона). В установленные сроки гражданин Дёмин А.А. в военкомате "данные изъяты" на учет не встал.
В 2008 году, в связи с заменой паспорта по достижении возраста 20 лет, Дёмин А.А. обратился в отдел военного комиссариата г. Глазова о постановке его на воинский учет. В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу Дёмина А.А. был проставлен штамп от 02.07.2008 г. о постановке его на воинский учет в отделе военного комиссариата г. Глазова, однако эта информация не нашла отражение в личном деле призывника Дёмина А.А.
Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, находилось у Дёмина А.А., но учитывая, что в военно-учетных документах он числился как снятый с воинского учета, в отношении него не были проведены мероприятия по призыву на военную службу и не проводились розыскные мероприятия.
3 июля 2015 г. Дёмин А.А. достиг возраста 27 лет, после чего обратился в отдел военного комиссариата г. Глазов по вопросу оформления ему военного билета.
9 ноября 2015 года (протокол N) призывной комиссией муниципального образования "Город Глазов" вынесено решение: Дёмина А.А., "данные изъяты" года рождения признать не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований. Зачислить в запас.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Дёмин А.А. свою обязанность по постановке на воинский учет выполнил. Доказательств того, что Дёмин А.А. уклонялся от призыва на военную службу, административный ответчик не представил. Материалы личного дела призывника Дёмина А.А. не содержат сведений о принятии военным комиссариатом с момента постановки Дёмина А.А. на воинский учет 02.07.2008 года решения о призыве. Повестки о явке в военный комиссариат Дёмину А.А. не направлялись, какие-либо мероприятия по розыску и установлению его места нахождения не проводились.
Суд апелляционной инстанции с этими выводами суда согласился.
Вместе с тем, такая точка зрения судов первой и апелляционной инстанций основана на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу п.1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона, является наличие данных о не прохождении им военной службы после 1 января 2014 года.
Таким образом, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством является факт того, является ли заявитель лицом, не проходившим военную службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона) после 1 января 2014 года. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Из материалов дела следует, что после 1 января 2014 года призывник Дёмин А.А. подлежал призыву в призывные кампании 2014 года, в весеннюю призывную кампанию 2015 года (с 01.04.2015г. по 03.07.2015г.). Военную службу в указанный период он не проходил, решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Дёмина А.А. не принималось.
Следовательно, призывная комиссия при зачислении Дёмина А.А. в запас имела все основания отнести его к категории лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы Дёмина А.А. о том, что военный комиссариат его на военную службу не призывал, повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для не прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона.
У Дёмина А.А. начиная с 01 января 2014 года до зачисления его в запас по достижении возраста 27 лет, таких оснований не имелось.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", где отмечено, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонении от призыва на военную службу.
Кроме того, следует также отметить, что в соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
По изложенным основаниям Президиум находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм права являются существенными. В связи с этим решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 28 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2016 года подлежат отмене.
Отменяя указанные судебные постановления, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судами допущена ошибка в применении и толковании материального закона и при этом не требуется установления и исследования новых обстоятельств (п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС).
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 329 - 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, Президиум
постановил:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 28 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2016 года отменить.
Постановить новое решение, которым административное исковое заявление Дёмина А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Муниципального образования "Город Глазов" N 2/УК от 9 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.В. Суханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.