Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 08 августа 2016 года дело по жалобе представителя Администрации города Ижевска Удмуртской Республики В.А.Г. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Ижевску К.А.М. от 04 марта 2016 года Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск" (далее по тексту Администрация г. Ижевска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской республики от 28 апреля 2016 года, вышеуказанное постановление изменено в части назначенного административного наказания, уменьшен размер административного штрафа до 150 000 рублей, жалоба Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "город Ижевск" удовлетворена частично.
В жалобе на решение судьи районного суда заявитель просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В качестве оснований для отмены указывает на то, что в действиях Администрации г. Ижевска нет состава административного правонарушения, поскольку Муниципальным казенным учреждением г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства" 25 декабря 2015 года заключен муниципальный контракт N с МУП г. Ижевска "Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений в 2016 году. В связи с этим лицом ответственным за безопасность и бесперебойность дорожного движения является подрядная организация, а Администрация г. Ижевска в данном случае является необоснованно привлеченной к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав пояснения представителя Администрации г. Ижевска В.А.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя ГУ "Управление МВД России по г. Ижевску" Г.Ф.А., полагавшего жалобу необоснованной, прихожу к следующим выводам.
Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом правонарушения предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективная сторона характеризуется двумя видами составов: 1) нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии; 2) непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Из материалов дела следует, что Администрация г. Ижевска, являясь лицом ответственным за содержание дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, имея возможность по обеспечению выполнения требований государственного стандарта на дорогах (ГОСТ Р 50597-93), не предприняла все зависящие от нее меры по обеспечению его выполнения, 26 февраля 2016 года допустило не соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:
- г. Ижевск, ул. К.Маркса, на участке дороги от пер. Ястребовский до ул. Чугуевского (напротив здания N 55А) обнаружено 8 выбоин;
- г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, на участке дороги напротив дома N 18 обнаружено 4 выбоины;
- г. Ижевск, ул. Промышленная, на участке дороги от жилого дома N25 до здания N 1. ул. Восточная (средняя образовательная школа N 31) обнаружено 9 выбоин;
- г. Ижевск, ул. Ленина, на участке дороги от ул. Карлутская Набережная до ул. Орджоникидзе обнаружено 16 выбоин;
- г. Ижевск, ул. Ленина, на участке дороги напротив здания N 81 обнаружено 11 выбоин;
- г. Ижевск, ул. Ленина, на участке дороги, напротив дома N 2Б ул. Халтирина обнаружено 2 выбоины;
- г. Ижевск, на участке дороги напротив жилого дома N 106 обнаружено 6 выбоин;
- г. Ижевск, ул. Ленина, на участке дороги перекресток ул. Союзная (круговое движение) обнаружено 9 выбоин;
- г. Ижевск, ул. 40 лет Победы на участке дороги от жилого дома N 130 до ул. Камбарская, обнаружено 64 выбоины;
- г. Ижевск, ул. Первомайская, на участке дороги от ул. 40 лет Победы до ул. Ленина обнаружено 34 выбоины;
- г. Ижевск, ул. Союзная, на участке дороги от перекрестка Калашникова до ул. Архитектора Берша обнаружено 27 выбоин.
Мер по обеспечению безопасности дорожного движения принято не было, предупреждающие знаки отсутствовали. Указанные обстоятельства установлены актом выявленных недостатков в содержании дорог от 26 февраля 2016 года.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы." (утв. постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221, далее - ГОСТ Р 50597-93).
Данный Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, в том числе установок наружного освещения. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно пункту 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно требованиям главы 1 абзаца 10 ГОСТа Р 50597-93 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона N 131 от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 пункта 5 Устава Администрации города Ижевска (Решение Городской Думы от 16 июня 2005 г. N333 "О принятии Устава Муниципального образования "Город Ижевск") к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, должностным лицом и судьей сделал правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Администрации города Ижевск состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с непринятием необходимых мер по осуществлению муниципального контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушений административным органом требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, не выявлено.
При назначении наказания что суд правомерно изменил постановление административного органа в части назначения наказания, применив минимальную санкцию, предусмотренную статьей 12.34 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Администрации об отсутствии ее вины в совершении указанного правонарушения, в связи с тем, что ответственным за безопасность и бесперебойность дорожного движения является подрядная организация, а Администрация г. Ижевска в данном случае является необоснованно привлеченным к административной ответственности, так как данная обязанность возложена на Администрацию г. Ижевска в силу закона. Доказательств того, что юридическим лицом приняты все возможные меры по исполнению возложенной на него законом обязанности Администрацией г. Ижевск не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого постановления о привлечении Администрации к административной ответственности соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 28 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск", которым постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Ижевску К.А.М. от 04 марта 2016 года изменено в части назначенного административного наказания (уменьшен размер административного штрафа до 150 000 рублей) оставить без изменения и, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, обжалованию и опротестованию в порядке ст. 30.9 - 30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.