Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "К ... ".на решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 10 мая 2016 года, которым
постановление по делу об административном правонарушении и.о. начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "К ... " от 01 сентября 2015 года о признании индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Звезда" Кулиша В.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "К ... " от 01 сентября 2015 года ИП - глава К(Ф)Х "Звезда"Кулиш В.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением Онгудайского районного суда Республики Алтай от 10 мая 2016 года постановление от 01 сентября 2015 года отменено, производство по делу прекращено.
С вынесенным решением не согласился старший государственный инспектор отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "К ... " и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай отменить.
Жалоба мотивирована тем, что глава К(Ф)Х "Звезда"Кулиш В.П. не организовал проведение санитарно-химического обследования на выявление в почве опасных химических веществ и тяжелых металлов в нарушение требований п. п. 6.9 - 6.10 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", п. 5.3 Методических указаний 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест", ч. ч. 1, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.1 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений", ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "П ... ", поддержавшего доводы жалобы, Кулиша В.П., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о виновности лица, совершившего противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по статье 8.7 КоАП РФ возможно лишь при установлении нарушений правовых норм земельного законодательства.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 01 сентября 2015 года N 12-15/122/2015, в нем указано на невыполнение Кулишом В.П. мероприятий по отбору почвенных проб для проведения анализа содержания солей тяжелых металлов на принадлежащем ему земельном участке в нарушение требований п. п. 6.9 - 6.10 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", п. 5.3 Методических указаний 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест", ч. ч. 1, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.1 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений", ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Между тем названные нормы права не возлагают обязанности на главу К(Ф)Х "Звезда" Кулиш В.П. проводить такого рода мероприятия.
Так, СанПиН 2.1.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", Методические указания 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест", на нарушение которых имеется указание в акте проверки от 16 апреля 2015 года и протоколе об административном правонарушении, не подлежат применению при установлении мероприятий, невыполнение которых влечет ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, так как первые из них согласно п. 1.2 устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв, обязательныдля исполнения лишь в случае предъявления санитарно-эпидемиологических требований к жилым территориям, рекреационным и курортным зонам, зонам санитарной охраны водоемов и прибрежных водоемов, территориям сельскохозяйственного назначения и другим, где возможно влияние загрязненных почв на здоровье человека и условия проживания (п. 2.2), тогда как вторые предназначены для учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и специальных служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, и не являются обязательными для исполнения Кулиш В.П.
Ссылка в постановлении на неисполнение Кулиш В.П. требований ГОСТ 17.4.3.03 - 85 также нахожу несостоятельной, поскольку данные правила установлены для контроля загрязнения почв при оценке качественного состояния почв в районах воздействия промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно-бытовых и транспортных источников загрязнения. Из материалов дела следует, что таких объектов на землях КХ "Звезда" и рядом с ними не установлено и не имеется.
Земельный кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы, подзаконные акты, ссылка на которые имеется в протоколе, содержат общие нормы о необходимости сохранять плодородие почв, защищать земли от негативных воздействий и не возлагают на лиц обязанность проводить мероприятия по отбору почвенных проб, и организации санитарно-химического обследования на выявление в почве опасных химических веществ и тяжелых металлов.
Из материалов дела следует, что глава К(Ф)Х "Звезда" Кулиш В.П. использует земельный участок, предоставленный в общую долевую собственность, с кадастровым номером 04:06:00 00 00:239, общей площадью 99,98 га., имеющий адресный ориентир: "адрес". Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, используется хозяйством для сельскохозяйственного производства, и находится за границами населенного пункта, где отсутствуют объекты влияющие на загрязнение почв.
В материалах дела имеется Материалы агрохимического обследования почв К(Ф)Х "Звезда" Онгудайского района в 2010 году и 2015 года из которых следует, что по результатам исследований содержание тяжелых металлов в пахотном слое почвы значительно ниже ориентировочно допустимых концентраций, что позволяет получать экологически чистую продукцию.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении и вынесения постановления должностным лицом указанным обстоятельствам в нарушение положений ст. ст. 24.1 и 26.1КоАП РФ оценка не дана.
В то же время анализ законодательства об охране почв, перечисленного в протоколе об административном правонарушении, не позволяет прийти к выводу о том, что его нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7КоАП РФ.
Главе К(Ф)Х "Звезда" Кулишу В.П. ставится в вину не проведение с 2010 года по момент проведения проверки санитарно-химического обследования на содержание солей тяжелых металлов в почвах на землях сельскохозяйственного назначения, не выполнение обязательных мероприятий по отбору почвенных проб для проведения анализа содержания опасных химических веществ (солей тяжелых металлов).
В то время как согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков земель сельскохозяйственного назначения входит лишь оказание содействия в проведении почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения. При этом в прямые обязанности указанных лиц не входит организация (принятие мер) проведения обследований, по отбору почвенных проб и т.д.
Периодичность проведения исследований один раз в три года, по мнению должностного лица, предусмотрена ГОСТ 17.4.3.03-85 и п. 5.3 Методических указаний 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест". Нахожу, что применение в данном случае указанных нормативных актов основано на неправильном толковании действующего законодательства. Так ГОСТ 17.4.3.03 - 85 установлены правила для контроля загрязнения почв при оценке качественного состояния почв в районах воздействия промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно-бытовых и транспортных источников загрязнения, а Методические указания предназначены для учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и специальных служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор при осуществлении надзора за санитарным состоянием почв населенных пунктов.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 1.5КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
К тому же главой К)Ф)Х "Звезда" Кулишом В.П. представлены материалы агрохимического обследования почв К(Ф)Х "Звезда" Онгудайского района Республики Алтай в 2015 года и рекомендации по применению средств механизации от 22.06.2015 года. Обследование было проведено Федеральным государственным бюджетным учреждением "Станция агрохимической службы "Горно-Алтайская", в соответствии с методическими указаниями ЦИНАО. По результатам исследований было установлено, что содержание валовых форм тяжелых металлов в пахотном слое почвы значительно ниже ориентировочно допустимых концентраций (ОДК), что позволяет получать экологически безопасную продукцию сельского хозяйства.
Указанные обследования ставят под сомнения выводы экспертного заключения N 030-21.05.2015 от 20.05.2015 года, которое имеется в деле, а все сомнения толкуются в пользу лица привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, судья Онгудайского районного суда Республики Алтай при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении с необходимой полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам. Вынесенное по результатам рассмотрения жалобы решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 10 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Звезда" Кулиша В.П. оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай "К ... " без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.