Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.
судей - Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.
при секретаре - Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы Онгудайского района (аймака) Бабаева М.Г. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 20 мая 2016 года, которым
административное исковое заявление прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворено.
Признано бездействие муниципального образования "Онгудайский район" Республики Алтай по непредставлению по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, в первоочередном порядке, незаконным.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Онгудайский район" Республики Алтай предоставить Анчиновой М.М. по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, в черте села Онгудай Онгудайского района Республики Алтай, в первоочередном порядке в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Онгудайского районного суда Республики Алтай в интересах Анчиновой М.М. обратился с исковым заявлением к администрации МО "Онгудайский район" о признании бездействия администрации МО "Онгудайский район" по непредставлению Анчиновой М.М. по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, в первоочередном порядке, незаконным, об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных социальных норм, в первоочередном порядке до 01 июня 2016 года. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению Анчиновой М.М. о нарушении ее прав на предоставление внеочередного и отдельного жилого помещения по договору социального найма, установлено, что Анчинова М.М. проживает "адрес", совместно с тремя несовершеннолетними детьми, своего собственного жилья не имеет. Согласно справке "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай" N 1414187, Анчинова М.М. является инвалидом "данные изъяты". 28 февраля 2008 года Анчинова М.М. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (по категории инвалид). По состоянию здоровья Анчинова М.М. имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья, однако до настоящего времени не обеспечена соответствующим жилым помещением.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился глава Онгудайского района (аймака) Бабаев М.Г., в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая, что в силу ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, Анчинова М.М. к данной категории не относится. Иным категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, либо при наделении органов местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями. В соответствии с ч. 2 ст. 26.1, п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 72 Конституции РФ, ст. 1 Закона Республики Алтай "О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения", органы местного самоуправления Республики Алтай лишь принимают на учет. В Республике Алтай отсутствует нормативный документ, обязывающий наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда. Судом не принято во внимание, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай по вопросу обеспечения жильем является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Тюхтеневу И.М., полагавшую решение суда законным, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как усматривается из материалов дела, Анчинова М.М. является инвалидом "данные изъяты", на основании вступившего в законную силу решения Онгудайского районного суда Республики Алтай от 3 июля 2014 года признана недееспособной.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Анчинова М.М. на праве личной собственности жилья не имеет, с тремя несовершеннолетними детьми проживает в квартире, принадлежащей отцу "данные изъяты".
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО "Онгудайский район" от 28 февраля 2008 года Анчинова М.М. поставлена на учет по улучшению жилищных условий как инвалид "данные изъяты".
Согласно выписке из протокола N 1 от 10 февраля 2016 года заседания жилищной комиссии Онгудайского сельского поселения Анчинова М.М. признана нуждающейся в жилых помещениях.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора и обязании администрации МО "Онгудайский район" Республики Алтай предоставить Анчиновой М.М. по договору социального найма жилое помещение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Анчинова М.М. имеет право на получение отдельного жилого помещения вне очереди, до настоящего времени им не обеспечена, что является нарушением ее права.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно врачебной справке, Анчиновой М.М. поставлен диагноз "данные изъяты", указанное заболевание предусмотрено "Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378.
При таких обстоятельствах, при наличии предусмотренных законом оснований для предоставления Анчиновой М.М. жилого помещения, признании ее в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении, принимая во внимание наличие трех несовершеннолетних детей, признание ее недееспособной, нуждающейся в постороннем уходе, суд апелляционной инстанции полагает, что решение вынесено судом правильно.
Доводы апеллянта о том, что органами местного самоуправления обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма только граждане, признанные малоимущими, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению Анчиновой М.М., как лицу, страдающему хроническим заболеванием и нуждающемуся в жилом помещении, жилого помещения вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилом помещении малоимущих граждан относится к вопросам местного значения и финансируется за счет средств местного бюджета. Предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в соответствии с федеральным законодательством относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления. В связи с чем, администрация МО "Онгудайский район" является надлежащим ответчиком по делу.
Таким образом, судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, на основе представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка, результаты которой отражены в решении суда, нормы материального права к спорным правоотношениям также применены правильно.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 20 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу жалобе главы Онгудайского района (аймака) Бабаева М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи А.О. Имансакипова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.