Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Шинжиной С.А., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Турочакский район" Самохваловой В.Г. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 07 июня 2016 года, которым
исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Турочакский район" в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разработать проект рекультивации участка земли с расположенным на нем объектом размещения отходов, находящимся в кадастровом квартале N, на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества, и расположенным в 300 метрах к западу от "адрес", и предоставить его для проведения государственной экологической экспертизы в территориальный орган по надзору в сфере природопользования.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования "Турочакский район" в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок земли, с расположенным на нем объектом размещения отходов, находящимся в кадастровом квартале N, на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества, и расположенным в 300 метрах к западу от "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению посредством проведения рекультивационных работ в соответствии с получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы проектом рекультивации данного земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Турочакский район" о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка, с расположенным на нем объектом размещения отходов, и предоставить его для проведения государственной экологической экспертизы, привести земельный участок, с расположенным на нем объектом размещения отходов, в состояние, пригодное для его дальнейшего использования. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки объекта размещения отходов, находящегося в кадастровом квартале N, на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества, и расположенного в 300 м. к западу от "адрес", установлено, что его эксплуатация для размещения отходов производства и потребления осуществляется с нарушениями требований действующего законодательства. Администрацией муниципального образования "Турочакский район" "дата" принято распоряжение N "О закрытии полигона твердых бытовых отходов", в соответствии с которым эксплуатация указанного объекта размещения отходов подлежит прекращению с "дата". В соответствии с п. 3 указанного распоряжения отделу жилищно-коммунального хозяйства, строительства, земельных отношений, экологического и лесного контроля администрации муниципального образования "Турочакский район" предписано организовать выполнение работ по разработке и согласованию в установленном порядке проектно-сметной документации по рекультивации полигона, что до настоящего времени не сделано. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме просит в апелляционной жалобе представитель администрации МО "Турочакский район" Самохвалова В.Г. В обоснование жалобы указывает, что судом не приняты во внимание положения Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02 ноября 1996 года, где в п. 3.2 Инструкции указано, что рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов и составляет от одного года до пятнадцати лет. Процедура проведения рекультивации земель происходит на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. В связи с этим, без наличия проекта рекультивации, суд преждевременно установилв своем решении срок рекультивации (6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу). В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрация МО "Турочакский район", как юридическое лицо, использовала полигон, никаких решений об организации (санкционировании свалки) администрацией района не принималось. В связи с этим, выводы суда о нанесении вреда окружающей природной среде администрацией района являются преждевременными. Кроме того, решением суда от 16 января 2014 года установлены обстоятельства, подтверждающие, что свалка размещена на лесном участке, с категорией земель "земли лесного фонда", является собственностью Российской Федерации, в соответствии с лесным законодательством не может находиться в муниципальной собственности. В связи с этим, рассматривая вопрос о рекультивации земель, учитывая положения ст. 12 ФЗ 89-ФЗ, суд должен был учесть правовую природу лесного участка и обязанности владельцев, собственников таких участков. Полагает, что осуществление охраны и защиты лесов, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида, закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Ченчубаев И.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Турочакский район" Самохваловой В.Г. - без удовлетворения.
Заслушав представителя администрации МО "Турочакский район" Самохвалову В.Г., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Дедина А.С., заместителя Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Малчинова А.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что на лесном участке (категории "земли лесного фонда") территории Турочакского района Республики Алтай, в кадастровом квартале N, в "данные изъяты" квартале Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества, в 300-х метрах к западу от "адрес", расположен объект размещения и складирования твердых бытовых отходов.
Вступившим в законную силу решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 16 января 2014 года исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования "Турочакский район" в защиту прав неопределенного круга лиц о возложении обязанности привести объект размещения отходов, расположенный на лесном участке, с категорией земель "земли лесного фонда", в "данные изъяты" квартале Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества Турочакского района села Иогач, в соответствии с требованием природоохранного законодательства удовлетворены в полном объеме. В соответствии с данным решением суда на администрацию муниципального образования "Турочакский район", возложены обязанности в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу: сформировать документацию, предусмотренную п. 4 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 48, обратиться с ходатайством в Министерство лесного хозяйства Республики Алтай о переводе лесного участка, эксплуатируемого в качестве полигона ТБО, расположенного у "адрес", на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества Турочакского района, из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; привести полигон твердых бытовых отходов, находящийся у "адрес", на территории 48 квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества Турочакского района, в соответствие с требованиями законодательства в сфере охраны природы и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям участка для устройства полигона отходов; разработать проект санитарной защитной зоны полигона; обеспечить внесение полигона твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; обеспечить контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов за составом поступающих отходов; обеспечить учет поступающих отходов; обеспечить контроль за распределением отходов в работающей части полигона; оборудовать контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; обеспечить ремонт легкого ограждения по периметру всей территории полигона; устроить скважину в зеленой зоне выше полигона по потоку грунтовых вод и ниже полигона для учета влияния складирования бытовых отходов на грунтовые воды; уплотнить на полигоне твердые бытовые отходы; произвести изоляцию грунтом уплотненного слоя твердых бытовых отходов; разработать рабочую карту складирования твердых бытовьж отходов; оборудовать места разгрузки и складирования твердых бытовых отходов переносными сетчатыми ограждениями для задержки легких фракций отходов; принять меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов; разработать специальную программу производственного контроля, предусматривающей: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Во исполнение решения суда 2 октября 2014 года Турочакским РОСП УФССП по Республике Алтай в отношении должника администрации муниципального образования "Турочакский район" возбуждено исполнительное производство N.
"дата" главой администрации муниципального образования "Турочакский район" издано распоряжение N "О закрытии полигона твердых бытовых отходов", расположенного у "адрес", на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества Турочакского района, с "дата" (п. 1); запрете вывоза и складирования на полигоне твердых бытовых отходов (п.2); организации отделом жилищно-коммунального хозяйства, строительства, земельных отношений, экологического и лесного контроля администрации муниципального образования "Турочакский район" выполнения работ по разработке и согласованию в установленном порядке проектно-сметной документации по рекультивации полигона (п. 3).
Определением Турочакского районного суда от 7 декабря 2015 года по заявлению администрации муниципального образования "Турочакский район" исполнительное производство N прекращено в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа (содержание и эксплуатация полигона администрацией МО "Турочакский район" не производится). Определение суда вступило в силу 24 декабря 2015 года.
Распоряжением главы администрации муниципального образования "Турочакский район" от "дата" N "О внесении изменений в распоряжение главы администрации муниципального образования "Турочакский район" от "дата" N "О закрытии полигона твердых бытовых отходов" в связи с тем, что администрация муниципального образования "Турочакский район" не является собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, расположенного на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества Турочакского района, пункт 3 распоряжения главы администрации муниципального образования "Турочакский район" от "дата" N отменен.
Из представленных в дело актов осмотра объекта размещения отходов, выполненных Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором "дата" и "дата", с фототаблицами, усматривается, что участок земли, с расположенным на нем объектом размещения отходов, находящийся в кадастровом квартале N, на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества, и расположенный в 300 метрах к западу от "адрес", на дату осмотров использовался для вывоза и складирования твердых бытовых отходов, к нему вела накатанная дорога, и висел указатель "свалка".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения, правильно исходил из того, что поскольку полигон твердых бытовых отходов, находящийся в кадастровом квартале N, на территории "данные изъяты" квартала Пыжинского участкового лесничества Турочакского лесничества, и расположенный в 300 метрах к западу от "адрес", эксплуатировался администрацией муниципального образования "Турочакский район", в связи с чем, разработка проекта рекультивации участка земли, с расположенным на нем объектом размещения отходов, а также рекультивация земли под ним является обязанностью администрации муниципального образования "Турочакский район".
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация МО "Турочакский район" является ненадлежащим ответчиком, так как свалка расположена на земельном участке, с категорией "земли лесного фонда", который является собственностью Российской Федерации, при этом то обстоятельство, что свалка находится в собственности, во владении или пользовании администрации района не установлено, соответственно, на администрацию района не может быть возложена обязанность по рекультивации земельного участка, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено,
что эксплуатация полигона ТБО осуществлялась администрацией МО "Турочакский район", следовательно, обязанность по рекультивации земельного участка в силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лежит на ответчике.
Довод жалобы о том, что установленный судом срок исполнения обязанности по рекультивации земель является неразумным, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости установления иного срока и не учтенных судом, в апелляционной жалобе не приведено.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Турочакский район" Самохваловой В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Б. Сарбашев
Судьи С.А. Шинжина
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.