Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сарбашева В.Б.,
судей - Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Володиной Е.С.,
с участием прокурора- Дедина А.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" Куттубаева А.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2016 года, которым
отказано ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" в удовлетворении административных исковых требований к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о признании недействующим пункта 1 приложения к постановлению Администрации г. Горно-Алтайска от 13 апреля 2015 года N 24 "Об определении единых теплоснабжающих организаций в системах теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в редакции постановления Администрации г. Горно-Алтайска от 15 декабря 2015 года N 105 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Горно-Алтайска от 13 апреля 2015 года N 24 "Об определении единых теплоснабжающих организаций в системах теплоснабжения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
Указано, что сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете "Вестник Горно-Алтайска".
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Горно-Алтайска о признании нормативного правового акта недействующим в части. Требования мотивированы тем, что 21 апреля 2015 года Администрация г.Горно-Алтайска разместила на официальном сайте постановление от 13 апреля 2015 года N 24 об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск", определив ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение муниципального образования "Город Горно-Алтайск". 23 июня 2015 года администрация г. Горно-Алтайска разместила на официальном сайте постановление от 23.06.2015 г. N 48 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Горно-Алтайска от 13.04.2015 г. N 24 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск". При издании указанных постановлений администрацией г. Горно-Алтайска был нарушен п. 28 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Из системного токования пунктов 4, 5, 6, 7 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации следует, что сравнение организации, претендующих на получение статуса единой теплоснабжающей организации, должно производиться в отношении одной (конкретной) зоны деятельности, которую указали организации в своих заявках. ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" в поданной заявке о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации указало зону деятельности в границах схемы теплоснабжения районной газовой котельной "Центральная". При этом, ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" владеет на праве собственности районной газовой котельной "Центральная" на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 24.12.2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. При этом, ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" не представило документов, подтверждающих владение на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями в границах зоны деятельности районной газовой котельной "Центральная". При отсутствии доказательств, подтверждающих наличие права собственности или иных законных прав у ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" на тепловые сети, у администрации г. Горно-Алтайска отсутствовали предусмотренные Правилами организации теплоснабжения правовые основания для наделения ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" статусом единой теплоснабжающей организации в границах зон деятельности Центральной котельной, расположенной по ул. Красноармейская, включая указанные тепловые пункты.
Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" Куттубаев А.А., указывая, что судом сделан необоснованный вывод о том, что ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" владеет спорными тепловыми сетями на законном основании. В отношении недвижимого имущества ст.ст. 8.1, 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрен особый порядок возникновения (перехода) права хозяйственного ведения путем государственной регистрации. МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" не зарегистрировало право хозяйственного ведения в отношении тепловых пунктов и тепловых сетей. Следовательно, у ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" не возникло право собственности на указанные объекты в порядке приватизации. Поскольку ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" не владеет на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями, расположенными в зоне деятельности районной газовой котельной "Центральная", Администрация г. Горно-Алтайска не имела законных оснований для наделения ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" статусом единой теплоснабжающей организацией.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Горно-Алтайска Дробот В.П. просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО "Горно-Алтайские тепловые сети" Куттубаева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации г. Горно-Алтайска Дробота В.П., просившего решение суда оставить без изменения, прокурора Дедина А.С., давшего заключение о незаконности решения суда первой инстанции, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 28 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение схем теплоснабжения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 28 ст. 2, ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении", Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808, наличие утвержденной схемы теплоснабжения дает основания для определения единой теплоснабжающей организации
Пунктом 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации предусмотрено, что необходимым условием для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа является владение источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями на праве собственности или ином законном основании.
На основании п. 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в случае если на территории городского округа существуют несколько систем теплоснабжения, уполномоченные органы вправе: определить единую теплоснабжающую организацию (организации) в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в границах городского округа; определить на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию.
В соответствии с п. 6 данных Правил в случае, если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана одна заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящих Правил.
В силу п. 9 Правил организации теплоснабжения в случае, если заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 15.10.2013 г. N 65 утверждена схема теплоснабжения МО "Город Горно-Алтайск" на 2014 - 2028 годы. Данное постановление официально опубликовано 30 октября 2013 года на официальном портале и в газете "Вестник Горно-Алтайска" от 06.11.2013 г. N 45 (575).
11 февраля 2015 года на официальном портале размещено объявление о сборе заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации на территории города Горно-Алтайска, уведомление направлено письменно теплоснабжающим организациям.
03 марта 2015 года от ОАО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство", владеющей тепловыми сетями в границах зоны деятельности (система теплоснабжения Центральной (газовой) котельной по ул. Красноармейская), поступила заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в границах данной зоны деятельности и 04 марта 2015 года - от ООО "Горно-Алтайская тепловая компания", которая также владеет тепловыми сетями в границах этой зоны деятельности.
Судом установлено, что по всем остальным зонам деятельности (кроме системы теплоснабжения котельной по ул. Строителей, 1, системы теплоснабжения котельной по ул. Набережная, 14/1, системы теплоснабжения котельной по пр. Коммунистический, 87, системы теплоснабжения котельной по пр. Коммунистический, 125, по которым заявки не поступили в установленный срок) была подана единственная заявка от ОАО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство".
Согласно приложенным к заявкам на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в границах зоны деятельности (система теплоснабжения Центральной (газовой) котельной по ул. Красноармейская) документам наибольший размер собственного капитала имело ОАО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство", что подтверждается бухгалтерским балансом на 31.12.2014 года, отчетом о финансовых результатах за 2014 год, бухгалтерским балансом на 31.12.2013 года, отчетом о финансовых результатах за 2013 год.
На основании постановления Администрации г. Горно-Алтайска от 13.04.2015 г. N 24 в качестве единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" определено ОАО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство".
Постановлениями Администрации г. Горно-Алтайска от 23.06.2015 г. N 48, от 20.10.2015г. N 80, от 15.12.2015 г. N 105 были внесены соответствующие изменения в постановление Администрации г. Горно-Алтайска от 13.04.2015 г. N 24 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск", которые опубликованы на официальном портале и в газете "Вестник Горно-Алтайска".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд признал, что оспариваемые акты приняты в пределах полномочий Администрации г. Горно-Алтайска, предоставленных в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст., 16,17), п. 28 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Устава муниципального образования "город Горно-Алтайск", без нарушения порядка принятия, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам процессуального закона.
Довод жалобы о том, что Администрация г. Горно-Алтайска не имела законных оснований для наделения ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" статусом единой теплоснабжающей организации, поскольку ОАО "Горно-Алтайское ЖКХ" не владеет на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями тепловых пунктов, расположенными в зоне деятельности районной газовой котельной "Центральная", не принимается во внимание судебной коллегией ввиду следующего.
На основании п.1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" преобразование унитарного предприятия в акционерное общество является способом приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент приватизации) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Из материалов дела следует, что решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 28.02.2012 г. N46-3 "Об условиях приватизации Муниципального унитарного предприятия "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство"" утверждены порядок и условия приватизации находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Город Горно-Алтайск" имущества МУП "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство" путем преобразования МУП "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство" в ОАО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство".
Согласно Порядку и условиям приватизации Муниципального унитарного предприятия "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство", утвержденным решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 28.02.2012 г. N46-3, в состав подлежащего приватизации имущества МУП "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство" вошли в том числе тепловые сети тепловых пунктов.
Поскольку спорные тепловые сети тепловых пунктов были включены в передаточный акт, составленный между МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" и ОАО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство", при приватизации МУП "Горно-Алтайское ЖКХ", передаточный акт никем не оспорен, судом сделан верный вывод о том, что вновь созданное акционерное общество с момента окончания реорганизации предприятия стало собственником данного имущества. При указанных обстоятельствах само по себе отсутствие в ЕГРП регистрации права хозяйственного ведения МУП "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство" на указанные объекты не является основанием для признания недействующим оспариваемого в части акта и не влечет отмену решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Горно-Алтайская тепловая компания" Куттубаева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - В.Б. Сарбашев
Судьи - Е.А. Кокшарова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.