Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Шакирьянова Р.В.,
судей Абдуллиной Г.А., Адиятуллина Р.Ш.
при секретаре судебного заседания Джураеве Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Абдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от "дата". Этим решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес" в лице территориального отдела ... и Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о понуждении снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами ... - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Исполнительный комитет Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес" территориальный отдел ... (далее по тексту "ФКП Росреестра") и Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о понуждении снять с государственного кадастрового учета земельные участки.
В обоснование требований указывается, что земельные участки с кадастровыми номерами ... входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером ... , никому не предоставлялись и не используются. Право собственности на земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами в Новошешминском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Для снятия данных земельных участков с государственного кадастрового учета Исполнительный комитет Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан обращался в территориальный отдел ... филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, однако получил отказ.
На заседание суда первой инстанции представитель Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан Иванов А.В. не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан в лице территориального отдела N 10 - Ахметшина Р.З. и Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан - Гордеева Н.А. не возражали против удовлетворения исковых требований. При этом указали, что данные земельные участки имеют статус "ранее учтенных", никому не предоставлялись и не используются, однако информация о них содержится в ГКН и в налоговых органах.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан - Халиуллин Г.Я. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, вынес вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда.
При этом указывается, что спорные земельные участки не зарегистрированы и находятся в статусе как бесхозные, в связи с чем, от неиспользования данных земельных участков приносится ущерб сельскому поселению, в виде недобора земельного налога в бюджет сельского поселения. Также указывается, что законные основания для снятия с кадастрового учета земельных участков отсутствуют.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан - Гордеева Н.А. согласилась с доводами апелляционной жалобы Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан в лице территориального отдела N 10, представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Суд первой инстанции свое решение обосновал следующими положениями действующих законов.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав и прав на землю определены, соответственно, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и главе 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 часть 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от "дата" N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В силу положений статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе в отношении земельного участка кадастровый номер, описание местоположения границ, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований.
Исходя из положений части 5 статьи 4, статьей 16, 20, 22 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, то есть кадастровый учет недвижимого имущества носит заявительный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществляется до вступления в силу Закона (до "дата") временный статус не присваивался.
Статья 45 Закона о кадастре предусматривает, что государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона от "дата" N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 1 Закона о кадастре кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществляется до вступления в силу Закона (до "дата"), временный статус не присваивался.
Судом первой инстанции установлено, что согласно кадастровой выписке от "дата" ... земельный участок с кадастровым номером ... , местоположение: "адрес", категории земель населенных пунктов, разрешенным использованием для сельского хозяйства поставлен на государственный кадастровый учет "дата", имеет статус "ранее учтенный.
Земельные участки с кадастровыми номерами ... входят в состав земельного участка с кадастровым номером ...
С момента постановки на кадастровый учет эти земельные участки никем не используются и в собственность третьих лиц не переданы, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан территориальный отдел ... от "дата" ... Исполнительному комитету Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан отказано в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных земельных участков в связи с тем, что они имеют статус "ранее учтенный" и могут быть сняты с государственного кадастрового учета на основании решения суда, принятого в результате разрешения земельного спора в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что данные земельные участки являются ранее учтенными ( государственный кадастровый учет которых был осуществлен до "дата"), не являются преобразуемыми или временными.
Снятие с кадастрового учета земельных участков, сведения о которых имеют статус "ранее учтенные", действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции считает правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что права на земельные участки не зарегистрированы и они имеют статус бесхозные, в связи с чем подлежат снятию с кадастрового учета, являются не состоятельными, поскольку перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, приведенный в частях 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона " О государственном земельном кадастре" является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, что также следует из части 2 статьи 25 Федерального закона " О государственном земельном кадастре".
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 237.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливает правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Каких-либо иных доводов того, что решение суда в обжалуемой части постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба представителя Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
Изложенное свидетельствует об обоснованности решения суда, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от "дата" по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.