Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей Г.А.Сахиповой, Н.Н.Моисеевой,
при секретаре Л.Р.Шамсутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 марта 2016 года, которым частично удовлетворен иск Н.Т.Чанышевой и постановлено: взыскать с Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РТ в пользу Н.Т.Чанышевой, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО, стоимость технического средства реабилитации - кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная в сумме 61180 руб. за счет средств федерального бюджета. В остальной части требований отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - О.Ю.Зыковой, представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - С.Р.Игушиной, представителя Государственного казенного учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" - Е.О.Корюковой и объяснения Н.Т.Чанышевой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Т.Чанышева, действующая в интересах несовершеннолетнего И.Р.Чанышева, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" и Государственному учреждению - Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РТ о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации ребенка-инвалида и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывается, что она является матерью ребенка-инвалида ФИО, 08 января 2012 года рождения, для которого 16 июля 2014 года приобрела кресло-коляску прогулочную, с ручным приводом для больных ДЦП, стоимостью 65980 руб., в связи с чем, обратилась в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о выплате компенсации в размере ее стоимости.
Решением от 14 августа 2014 года была назначена компенсация в размере 4800 руб.
Не согласившись с такой суммой компенсации, она обратилась в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о пересмотре ее первоначального заявления и выплате компенсации в полном объеме. В ответе за N 67/36-45 от 15 октября 2015 года в пересмотре заявления было отказано, ссылаясь на последний заключенный государственный контракт N2014.26938 от 24 июля 2014 года, согласно которому размер компенсации составляет 4800 руб.
Однако, на сайте www.zakupki.gov.ru информация о таком государственном контракте не обнаружена. При этом имеется информация о государственном контракте N 100 от 20 августа 2013 года, согласно которому стоимость выплаты компенсации за самостоятельно приобретенную прогулочную кресло-коляску для больных ДЦП составила 98010 руб.
Указав, что государственный контракт о компенсации выплат в размере 4800 рублей отсутствует и согласно действующему законодательству следует руководствоваться последним размещенным в сети Интернет заказом на поставки соответствующих товаров, истица снова обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о выплате компенсации в полном объеме.
В письме от 15 декабря 2015 года Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сообщило, что выплата составила 4800 руб. согласно государственному контракту N 2014.26938 от 24 июля 2014 года, при этом, подтвердило, что согласно ранее заключенному государственному контракту N 100 от 20 августа 2013 года выплата компенсации составила 98010 руб.
Считая, что компенсация должна составлять 61180 рублей (65980 рублей - 4800 рублей), истица просила взыскать в солидарном порядке компенсацию с ответчиков за приобретение технического средства реабилитации в указанном размере и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании представители ответчиков ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Регионального отделения фонда социального страхования по иск не признали.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в письменном отзыве с иском не согласилось.
Судом вынесено решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РТ, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что не может нести ответственность за действия ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по обязательствам, возникшим до 1 января 2016 года. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не установил, является ли государственный контракт, на который ссылается истица, последним заключенным государственным контрактом на закупку технических средств реабилитации. Кроме того, действующим законодательством не установлена обязанность Фонда социального страхования выплачивать компенсацию в размере фактической стоимости приобретенного технического средства реабилитации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержали, истица против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Порядка в редакции, действующей до внесения в него изменений приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 771н, вступившим в силу 23 декабря 2014 года).
Согласно пункту 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации (в редакции, действующей до внесения в него изменений приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 771н).
24 мая 2013 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от N 214н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р (редакция, действующая с 28 июля 2013 года до 21 февраля 2015 года).
В пункте 7 раздела "Технические средства реабилитации" Классификации технических средств реабилитации перечислены "кресла-коляски прогулочные, активного типа, с электроприводом, малогабаритные".
Как установлено судом, о в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработанной для сына истицы ФИО, 08 января 2012 года рождения, являющегося ребенком-инвалидом, ему должна быть предоставлена кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП, прогулочная.
16 июля 2014 года Н.Т.Чанышева приобрела для него такую коляску, стоимостью 65980 руб.
По ее обращению в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о выплате компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации решением от 14 августа 2014 года была назначена компенсация в размере 4800 руб.
В удовлетворении заявления Н.Т.Чанышевой о пересмотре ее первоначального заявления и выплате компенсации в полном объеме отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в ответе N 67/36-45 от 15 октября 2015 года было отказано со ссылкой на последний заключенный государственный контракт N 2014.26938 от 24 июля 2014 года, согласно которому размер компенсации составляет 4800 руб.
Удовлетворяя требования о взыскании стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что истице должна быть выплачена стоимость кресла-коляски, в соответствии с расценками последнего на дату обращения истицы с заявлением заключенного государственного контракта от 20 августа 2013 года в сумме 98010 руб.
Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что с соответствующим заявлением о выплате компенсации истица обратилась в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан 31 июля 2014 года.
При принятии решения суд не учел, что последним заключенным государственным контрактом на закупку технических средств реабилитации является контракт от 24 июля 2014 года за N2014.26938, заключенный между ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и ООО "Регион Инвест", о котором на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом, была размещена соответствующая информация.
Ответчиком выплачена стоимость кресла-коляски с электроприводом, в соответствии с расценками данного контракта в сумме 4800 руб.
Данный контракт в установленном законом порядке недействительным признан не был.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что размер денежной компенсации за самостоятельно приобретенное Н.Т.Чанышевой техническое средство реабилитации, не может превышать указанную сумму, является правильным.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 марта 2016 года по настоящему делу в части взыскания с Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РТ в пользу Н.Т.Чанышевой, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО, стоимости технического средства реабилитации - кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная в сумме 61180 руб. за счет средств федерального бюджета отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.