Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Х.Хисамова,
судей Р.Р.Хасаншина, А.М. Гильмутдинова,
с участием прокурора Д.Ф.Хисамутдиновой,
при секретаре судебного заседания Д.Б. Галеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р.Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе Г.М.Гильмутдиновой на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 23 мая 2016 года, которым постановлено:
иск исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ удовлетворить.
Изъять у Г.М.Гильмутдиновой, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 70,3 кв.м, путем его выкупа с выплатой Г.М.Гильмутдиновой выкупной цены (возмещения) в размере 774846 рублей 60 копеек.
Прекратить право собственности Г.М.Гильмутдиновой на жилое помещение по адресу: "адрес", после выплаты ей выкупной цены.
Признать за исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" после выплаты Г.М. Гильмутдиновой выкупной цены.
Выселить Г.М.Гильмутдинову, Д.М.Гильмутдинова, Л.Д.Гильмутдинова, И.Д.Гельмутдинова из жилого помещения по адресу: "адрес", и снять их с регистрационного учета после выплаты Г.М.Гильмутдиновой выкупной цены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения, выслушав заключение прокурора Д.Ф.Хисамутдиновой об обоснованности обжалуемого решения, судебная коллегия
установила:
Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Г.М.Гильмутдиновой об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности ответчицы на него, признании права собственности за истцом, выселении Г.М.Гильмутдиновой, Д.М.Гильмутдинова, Л.Д.Гильмутдинова, И.Д.Гильмутдинова из указанного жилого помещения и снятии их с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" постановлением руководителя исполкома Агрызского муниципального района Республики Татарстан от 22 декабря 2009 года N 329 признан аварийным и подлежащим сносу дом по адресу: РТ, "адрес". Исполкомом в адрес ответчицы Г.М.Гильмутдиновой 29 июня 2015 года за исх. N1561 направлялось требование о проведении сноса или реконструкции аварийного дома в срок до "дата".
Согласно почтовому уведомлению ответчица получила требование 9 июля 2015 года. В установленный срок собственник жилого помещения не принял решения о проведении сноса или реконструкции, после чего исполкомом в адрес собственника было направлено уведомление об изъятии аварийного жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд от 16октября 2015 года N2360. С указанным уведомлением собственнику так же направлен проект соглашения, в котором Исполкомом взамен изымаемого аварийного жилого помещения Г.М.Гильмутдиновой была предложена выкупная цена в размере 774846,60 рублей. Однако Г.М.Гильмутдинова с указанной ценой не согласилась, в связи с чем исполкомом предъявлен настоящий иск в суд.
В судебном заседании представитель истца А.Л.Панков исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. Пояснил, что в соответствии с заключением судебной экспертизы стоимость принадлежащего ответчице Г.М.Гильмутдиновой жилого помещения с учетом мест общего пользования и стоимости доли земельного участка составила 639612 рублей. Истец предлагал ответчикам выкупную цену в размере 774846,6 рублей, которая включает в себя помимо рыночной стоимости жилого помещения с местами общего пользования и стоимости земельного участка также все возможные убытки собственника, причиненные изъятием жилого помещения.
Ответчики Г.М. Гильмутдинова, Д.М. Гильмутдинов не оспаривали, что дом, в котором находится принадлежащая им квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, выразили согласие на изъятие указанного жилого помещения путем выкупа за 1047 211,6 рублей - цену, включающую в себя 774846,6 рублей выкупной цены, предложенной истцом, 272365 рублей стоимости земельного участка.
Представитель ответчиков Р.Г. Тукманов полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что ответчикам другое жилое помещение взамен изымаемого не предлагалось.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Г.М.Гильмутдиновой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права. При этом указывается, что заявленные истцом требования уже предъявлялись к этим же ответчикам, что является основанием для прекращения производства по делу. По рассмотренному ранее иску в удовлетворении требований истца было отказано. Однако, суд, при разрешении данного дела, производство по нему не прекратил, а вынес решение об удовлетворении иска.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 2, статью 16 Федерального закона от 21июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", заявитель жалобы указывает, что Г.М.Гильмутдинова как собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право выбора на предоставление другого помещения либо его выкуп. Однако, другое жилое помещение ей не предлагалось. Из имеющегося в материалах дела предложения, не видно, кто является собственником этих помещений. Вместе с тем полагает неверным расчет выкупной цены, исходя из 11022 руб. за 1 кв.м. По мнению заявителя жалобы, при определении выкупной цены необходимо исходить из 22425 рублей за кв.м, согласно Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2015 годы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Агрызского района Республики Татарстан, считая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом указывает на соблюдение законной процедуры изъятия жилого помещения. Ссылаясь на материалы дела, отмечает, что ответчице взамен изымаемой квартиры предлагались новые квартиры большей площадью. Однако, ни один из вариантов ею принят не был, с предложенной Исполкомом выкупной ценой в размере 774846,6 рублей Г.М.Гильмутдинова не согласилась. Вместе с тем согласно судебной экспертизе стоимость изымаемого помещения составила 639612 рублей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда по данному гражданскому делу подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.22
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 20 декабря 2010 года Г.М. Гильмутдиновой принадлежит "адрес". В спорной квартире зарегистрированы и проживают также Д.М.Гильмутдинова, Л.Д.Гильмутдинова, И.Д.Гильмутдинова.
Постановлением Исполкома Агрызского муниципального района Республики Татарстан N 329 от 22 декабря 2009 года вышеуказанный жилой дом на основании акта и заключения межведомственной комиссии от 18 сентября 2009 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан N 681 от
26 сентября 2013 года и N 436 от 25 июня 2014 года утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы согласно приложению N 1, в соответствии с которым дом 8 по улице Чайковского города Агрыза включен в данную программу.
Исполкомом в адрес Г.М.Гильмутдиновой 29 июня 2015 года за исх.N1561 было направлено требование о проведении сноса или реконструкции аварийного дома в срок до 1 октября 2015 года. Согласно почтовому уведомлению ответчица получила требование 9 июля 2015 года. В установленный срок собственник жилого помещения не принял решения о проведении сноса или реконструкции жилого помещения. В связи с этим исполкомом принято постановление от 12 октября 2015 года N592 "Об изъятии жилых помещений и земельных участков", которым утвержден список жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам, подлежащих изъятию. В данный список включен "адрес" Республики Татарстан. Данное Постановление опубликовано в районной газете "Агрызские вести" 14октября 2015 года N75 и зарегистрировано 21 октября 2015 года в Агрызском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Установлено, что исполкомом в адрес собственника было направлено уведомление от 16октября 2015 года N2360 об изъятии аварийного жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, проект соглашения с предложением выкупной цены в 774846,60 рублей взамен изымаемого аварийного жилого помещения. Корреспонденция получена Г.М.Гильмутдиновой 23 октября 2015 года. С предложенной истцом выкупной ценой изымаемого помещения ответчики не согласились.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству представителя ответчиков была назначена экспертиза, проведение которой поручено РГУП "Бюро технической инвентаризации". Согласно заключению судебной экспертизы рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, принадлежащего Г.М. Гильмутдиновой, по состоянию на 25марта 2016 года составила 639612 рублей, в том числе стоимость жилого помещения с учетом мест общего пользования - 367247 рублей, стоимость долевой собственности земельного участка 272365 рублей.
Разрешая спор по существу, принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из соблюдения истцом установленного законом порядка изъятия жилого помещения для муниципальных нужд.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном определении юридически значимых обстоятельств дела, надлежащей оценке собранных и исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применении закона, подлежащего применению.
Судом установлено, что Исполкомом Г.М. Гильмутдиновой предложена выкупная цена за жилое помещение, установленная республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы в размере 11022 рубля за 1 кв. м, что составила 774846,6 рублей. Однако Г.М. Гильмутдинова на выкуп жилого помещения не согласилась.
Доводы жалобы со ссылкой на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан по делу N 2-49/2015 от 9 июня 2015 года как основание для прекращения производства по настоящему делу судебной коллегией отклоняются. Согласно решению суда от 9 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований Исполкому было отказано в связи с несоблюдением истцом установленного действующим на тот момент законом порядка изъятия жилого помещения, а именно, не была произведена регистрация постановления руководителя Исполкома N768 от 1 декабря 2014 года "Об изъятии жилых помещений" в ЕГРП, послужившего основанием для заявления исковых требований. По данному делу было установлено, что 17 октября 2013 года руководителем Исполкома вынесено требование N1951, направленное в адрес Г.М.Гильмутдиновой заказным письмом с уведомлением, врученное 21 октября 2013 года, в котором указано о необходимости проинформировать Исполком в срок до 25 октября 2013 года о согласии на изъятие жилого помещения. В случае несогласия на изъятие указано на необходимость сноса дома в срок до 10 сентября 2014 года. Поскольку в указанный в требовании срок дом снесен не был, 1 декабря 2014 года руководителем Исполкома было вынесено постановление N768
"Об изъятии жилых помещений" у собственников, в том числе у Г.М.Гильмутдиновой путем выкупа в связи с изъятием земельных участков для государственных (муниципальных) нужд.
При вынесении оспариваемого решения судом было установлено соблюдение истцом установленного законодательством порядка по изъятию аварийных жилых помещений на основании постановления руководителя Исполкома N 592 от 12 октября 2015 года "Об изъятии жилых помещений и земельных участков".
Исходя из смысла статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что тождественность исковых требований определяется как совпадением сторон, предмета (материально-правового требования истца к ответчику) и основания иска (обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику).
Между тем, вступившим в законную силу судебным актом разрешен спор по иному основанию иска, что исключает возможность прекращения производства по делу на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы в жалобе о необходимости расчета выкупной стоимости изымаемого жилого помещения в размере 22425 рублей за кв.м заявлены исходя из ошибочного толкования Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2015 годы. В обоснование данного довода суду апелляционной инстанции документального обоснования представлено не было. Кроме того, судебная коллегия учитывает заключение судебной экспертизы, согласно которой стоимость спорной квартиры по состоянию на 25марта 2016 года составила 639612 рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции.
Решение следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 23 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.Гильмутдиновой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.