Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.Ш. Ахметшиной и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания А.В. Егорове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года, которым постановлено:
исковые требования И.Н.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии удовлетворить.
Признать право И.Н.М. на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан включить И.Н.М. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы с 15 по 24 сентября 2009 года, с 16 по 30 марта 2010 года, с 01 января 2011 года по 16 декабря 2015 года в должности классного воспитателя и учителя искусства муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей N "данные изъяты"".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан назначить и выплачивать И.Н.М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения, т.е. с 16 декабря 2015 года, в размере, предусмотренном законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан (УПФ России в Лениногорском районе и городе Лениногорске) о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии.
В обоснование иска указала, что 16 декабря 2015 года она обратилась с заявлением в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ответчика от 29 декабря 2015 года N ... в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано и рекомендовано доработать недостающий стаж. В специальный стаж пенсионный орган включил различные периоды работы, составившие 20 лет 08 месяцев 19 дней. Из специального стажа исключен период работы с 01 сентября 2009 года по 16 декабря 2015 года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (МБОУ) "Лицей N "данные изъяты"" в должности классного воспитателя и учителя искусства.
Включение в специальный стаж указанного периода позволит ей выйти на досрочную пенсию по старости, поскольку на день обращения в пенсионный орган 16 декабря 2015 года ее трудовой стаж составляет более 25 лет.
На основании изложенного истица просила суд возложить обязанность на ответчика включить период работы с 01 сентября 2009 года по 16 декабря 2015 года в должности классного воспитателя и учителя искусства в стаж педагогической работы для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности; признать за ней право на досрочную страховую пенсию в связи с выработкой 25-летнего педагогического стажа в образовательных учреждениях для детей и назначить испрашиваемую пенсию с 16 декабря 2015 года.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали; представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что должность классного воспитателя не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие по делу лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, истица представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Согласно статье 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в действие с 01 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 вышеуказанного закона, за некоторыми работниками сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем данный закон сохраняет с 01 января 2015 года педагогическим работникам право на досрочное назначение страховой пенсии.
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 декабря 2015 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 29 декабря 2015 года N ... истице отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия необходимого стажа 25 лет, при этом специальный стаж пенсионным органом исчислен в размере 20 лет 08 месяцев 19 дней.
Из специального стажа истицы исключены периоды работы с 15 по 24 сентября 2009 года, с 16 по 30 марта 2010 года, с 01 января 2011 года по 16 декабря 2015 года в муниципальном общеобразовательном учреждении Лицей N ... в должности классного воспитателя и учителя искусства.
Суд, разрешая спор, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям норм материального права.
При этом соответствующий довод ответчика, приведенный в апелляционной жалобе, о несогласии с этим выводом суда первой инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
При этом, в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрена должность "воспитатель", "старший воспитатель"; а должность "классный воспитатель" отсутствует.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ... , утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства, периоды работы выполнявшейся до 01 сентября 2000 года, работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из справки "данные изъяты" от 16 февраля 2016 года следует, что истица работала в данном учреждении в должности классного воспитателя на полную ставку и учителем ИЗО с учебной нагрузкой в 9 часов, то есть выполняла работу с учетом нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, что подтверждается штатными расписаниями учреждения.
В спорный период истица помимо основной работы осуществляла дополнительную педагогическую нагрузку в качестве учителя искусства, что подтверждается выпиской из приказов по лицею, справкой лицея от 16 февраля 2016 года N ... , записью N ... в трудовой книжке.
Выполняя должностные обязанности классного воспитателя, истица осуществляла психолого-педагогическую деятельность в коллективе класса, участвовала в воспитательном и образовательном процессе учащихся.
В соответствии с должностной инструкцией N ... , введенной в действие приказом от 01 сентября 2012 года N ... , работа классного воспитателя направлена на воспитание; индивидуальное развитие детей; изучение их индивидуальных особенностей развития, эмоционального самочувствия; помощь учащимся в учебной деятельности; помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни; помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской подростковой среде; помощь в развитии общения; помощь каждому адаптироваться в коллективе; изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса; организация взаимодействия с семьями учащихся (проведение родительских собраний, консультаций для родителей, осуществление немедленного контакта в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих жизни и здоровью детей); изучение, анализ, прогнозирование этапов становления и формирования классного коллектива; содействие в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций и т.д.; саморазвитие личности учащихся; содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии, стимулирование творческой, инновационной деятельности учащихся; ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий и т.д.
Должностные обязанности классного воспитателя тождественны должностным обязанностям воспитателя, старшего воспитателя, соответствуют квалификационной характеристике воспитателя (включая старшего), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н.
Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 20-51-1244/20-5 было рекомендовано образовательным учреждениям в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности "классный воспитатель" должность "старший воспитатель".
Невыполнение образовательным учреждением МБОУ "Лицей N "данные изъяты"" рекомендаций вышестоящего органа не может являться ограничением для реализации пенсионных прав работника.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная Постановлением Правительства от 08 августа 2013 года N 678 содержит наименование должностей "воспитатель", "старший воспитатель". Наименования вышеуказанных должностей объединяет главное слово "воспитатель", и в каждом наименовании должности конкретизировано место работы воспитателя - детский коллектив, в котором педагог осуществляет воспитательную работу (школьная группа, школьное отделение, дошкольная группа, группа продленного дня и т.д.). Поскольку должность классного воспитателя подразумевает работу в детском коллективе - классе, то в данном случае должность "классный воспитатель" также тождественна должности "воспитатель".
Должность "воспитатель" предусмотрена пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за N 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449).
Таким образом, суд, разрешая спор и удовлетворяя иск, правильно исходил из того, что перечень функциональных обязанностей истицы, как классного воспитателя, позволяет сделать вывод о том, что в обязанности классного воспитателя входит осуществление педагогической деятельности, связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Из материалов дела также видно, что в спорный период истица осуществляла помимо основной работы и дополнительную педагогическую нагрузку в качестве учителя искусства
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчиком вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих свои доводы по данному гражданскому делу.
По существу доводы жалобы ответчика направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.