Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. апелляционную жалобу Лизунова-Шубина А.С. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска Лизунова-Шубина А.С. к отделению
N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" о перерасчёте ремонтных услуг с 1995 по 2015 годы, возложении обязанности назначить субсидию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Лизунова-Шубина А.С., поддержавшего жалобу, представителя Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района - Ячменёвой Ю.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лизунов-Шубин А.С. обратился в суд с иском к отделению N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" о перерасчёте оплаты услуг по капитальному ремонту здания за период с 1995 по 2015 годы и обязании назначить субсидию.
В обоснование иска указано, что в 2003 году истец обратился в управляющую организацию с заявлением о проведении ремонта, а именно замене труб и коммуникаций. Однако в проведении ремонта истцу было отказано, в связи с чем он самостоятельно нанял бригаду слесарей и провёл ремонтные работы в принадлежащей ему квартире. После проведения ремонта истец обратился с заявлением в общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" об отказе от услуг ЖКХ и исключении платы за капитальный ремонт из общей ведомости. В обоснование такого заявления истец указал, что капитальный ремонт в принадлежащем ему жилом помещении и подъезде этого дома он намерен проводить самостоятельно. В ответ на указанное заявление управляющая компания отказала истцу в исключении из единой квитанции платы за капитальный ремонт здания.
Кроме того, истец обращался в отделение N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на что также был получен отказ.
В связи с указанными обстоятельствами, уточнив в ходе рассмотрения заявленные требования, истец просил возложить на управляющую компанию обязанность произвести перерасчёт платежей по оплате услуг по капитальному ремонту здания за период с 1995 по 2015 годы, а также возложить на отделение N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района обязанность назначить истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Лизунов-Шубин А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объёме. В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а также не приняты во внимание доводы истца о том, что на протяжении длительного периода времени он обращался в управляющую компанию с заявлениями о необходимости перерасчёта платы за жилищно-коммунальные услуги с учётом его длительного фактического отсутствия по месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьёй 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учётом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Согласно положениям статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 15 августа 1995 года
Лизунову А.С. в собственность передано жилое помещение, состоявшее из одной комнаты, общей площадью ... квадратных метров, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно свидетельству о перемене фамилии, имени, отчества от 15 февраля 1999 года Лизунов А.С. переменил фамилию на Лизунов-Шубин.
Согласно справке с места жительства от 22 марта 2016 года
Лизунов-Шубин А.С. зарегистрирован в жилом помещении по указанному адресу с 28 марта 1990 года.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме N ... по улице "адрес" от 08 июля 2009 года выбран способ управления многоквартирным домом через управление обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс".
Лизунов-Шубин А.С. 22 марта 2016 года обратился в отделение N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением указанного государственного органа от 31 марта 2016 года Лизунову-Шубину А.С. отказано в назначении субсидии в связи с наличием у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании произвести перерасчёт оплаты услуг по капитальному ремонту здания за период с 1995 года по 2015 год, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для освобождения истца, как собственника жилого помещения от обязанности нести бремя расходов на содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, включая плату на капитальный ремонт, поскольку действующее законодательство не содержит положений, в соответствии с которыми собственники по своему усмотрению могут отказаться от исполнения указанной обязанности. Доказательств, подтверждающих, что дом, в котором проживает истец признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, не представлено. Также судом указано, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица лишь 04 апреля 2009 года, в связи с чем указанное юридическое лицо по требованиям истца о перерасчёте оплаты услуг по капитальному ремонту здания за период с 1995 года является ненадлежащим ответчиком.
Отказывая в удовлетворении заявленных Лизуновым-Шубиным А.С. исковых требований в части возложения на отделение N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района обязанности по назначению истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд исходил из того, что истец имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем оснований для возложения на указанный орган обязанности по назначению истцу субсидии, при отсутствии заключенного между сторонами соглашения по погашению истцом задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не имеется.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы жалобы Лизунова-Шубина А.С. о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия признаёт несостоятельными. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
По своему содержанию доводы жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой, данной судом первой инстанции обстоятельствам, установленным по делу на основании исследованных доказательств.
С учётом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Лизунова-Шубина А.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.