Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Зариповой Ч.И. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2016 года, которым исковые требования Зариповой Ч.И. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Зариповой Ч.И., её представителя - адвоката
Каримовой З.Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УВД г. Набережные Челны - Идиятуллиной Н.А., возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарипова Ч.И. обратилась к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее по тексту - Исполком) с иском о признании права на жилое помещение, расположенное по адресу:
"адрес", по договору социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения с включением в договор в качестве членов семьи несовершеннолетних детей - ФИО2, ФИО3, признании за истицей и её несовершеннолетними детьми права общей долевой собственности на спорную квартиру в порядке приватизации по 1/3 доли за каждым.
В обоснование требований указано, что Зарипова Ч.И. с 01 января 2004 работает в органах внутренних дел. Стаж ее работы составляет более 13 лет.
26 декабря 2011 года между сторонами заключен договор бессрочного ответственного хранения жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
В 2012 году по ходатайству Управления внутренних дел (далее по тексту - УВД) г. Набережные Челны вышеуказанное жилое помещение Исполкомом включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебной жилой площади, а 24 декабря 2012 года передано истице по договору найма служебного жилого помещения.
01 июня 2015 года Зарипова Ч.И. обратилась с заявлением к ответчику о снятии с указанного жилого помещения статуса служебного. 08 июня 2015 истицей получен ответ с указанием о необходимости предоставить ходатайство с места работы. Однако в УВД г. Набережные Челны ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку для снятия статуса служебного необходим стаж работы 20 и более лет. Истица неоднократно обращалась в Исполком с заявлением о снятии статуса служебного с жилого помещения, однако ей было отказано.
В суде первой инстанции Зарипова Ч.И., её представитель иск поддержали.
Представитель Исполкома исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - УВД г. Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица - Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан (далее по тексту - ФКП Росреестра) в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Зарипова Ч.И. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в вводной части решения суда указано лишь одно требование о признании права собственности в порядке приватизации, решение принято лишь по этому требованию. Отмечает, что фактически спорное жилое помещение было предоставлено истице в порядке улучшения жилищных условий на основании договора социального найма. Ссылается на нарушение ответчиком порядка отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фонду. Также отмечает, что 02 мая 2012 года Администрацией Центрального района г. Набережные Челны истица поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильём молодых семей в Республике Татарстан". Указывает, что ранее истица принимала участие в приватизации будучи несовершеннолетней. Также ссылается на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным в случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации как служебное.
В суде апелляционной инстанции Зарипова Ч.И., её представитель - адвокат Каримова З.Х. поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель УВД г. Набережные Челны - Идиятуллина Н.А. возражала доводам апелляционной жалобы.
Представители Исполкома, ФКП Росреестра в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно частям 1, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Из материалов дела следует, что с 01 января 2004 года Зарипова Ч.И. работает в органах внутренних дел г. Набережные Челны.
Согласно выписке из протокола N ... от 30 апреля 2008 года Зарипова Ч.И. включена в список очередности сотрудников на улучшение жилищных условий.
Как следует из ответа Управления МВД России по
г. Набережные Челны на обращение Зариповой Ч.И. от 06 октября 2015 года, согласно спискам истица состоит в очередности на получение служебной жилой площади с 25 июля 2007 года.
26 декабря 2011 года между Исполкомом и Зариповой Ч.И. заключен договор ответственного хранения, согласно которому истице передано на ответственное хранение жилое помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей ответчику.
21 декабря 2012 года Исполкомом принято постановление N ... о включении однокомнатной квартиры общей площадью 32,7 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", находящейся в собственности муниципального образования, в специализированный муниципальный жилищный фонд с отнесением к служебной жилой площади, а также предоставлении указанной квартиры Зариповой Ч.И. в составе семьи из трёх человек по договору найма служебного жилого помещения.
24 декабря 2012 года между Исполкомом и Зариповой Ч.И. заключен договор найма служебного жилого помещения N ... , согласно которому истице и членам её семьи за плату во владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: "адрес", для временного проживания в нём. Данное жилое помещение предоставляется в связи с работой.
Согласно сообщению Исполкома от 08 июня 2015 года Зариповой Ч.И. предложено для рассмотрения вопроса об исключении занимаемого жилого помещения из числа служебных предоставить соответствующее ходатайство с места работы.
Согласно Приказу МВД Республики Татарстан от 11 августа 2005 года
N ... , с учётом изменений, внесённых приказом от 29 июля 2008 года N ... , сотрудникам (работникам), проработавшим в МВД по Республике Татарстан или в его структурных подразделениях 20 и более лет в календарном исчислении и проживающим в служебном жилом помещении, по ходатайству лиц, указанных в пункте 12 Методических указаний, с данного служебного жилого помещения может быть снят статус служебности с последующим оформлением квартиры по договору социального найма.
Из сообщения УВД г. Набережные Челны от 03 августа 2015 года следует, что Зариповой Ч.И. в удовлетворении данного ходатайства было отказано, поскольку срок службы в органах внутренних дел составлял на тот момент
13 лет 10 месяцев.
Кроме того, согласно справке БТИ за Зариповой Ч.И. по состоянию на
01 января 2000 года на праве совместной собственности зарегистрирована квартира ... , расположенная по адресу: "адрес" на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 25 сентября 1996 года.
Обращаясь с настоящими требованиями, Зарипова Ч.И. ссылается на незаконность отказа органов местного самоуправления в приватизации спорной квартиры, поскольку данное жилое помещение не зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение, соответственно, не приобрело статус служебного и может быть приобретено ею с детьми в собственность в порядке приватизации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для признания права пользования за Зариповой Ч.И. спорным жилым помещением на основании договора социального найма, заключении с ней договора социального найма, признании за истицей и её несовершеннолетними детьми права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации, поскольку спорное помещение имеет статус служебного, предоставлено Зариповой Ч.И. на период трудовых отношений, в связи с чем к правоотношениям сторон не применимы нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по договору социального найма, так же как и положения статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Так, в силу пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Как видно из материалов дела, решение об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение) принято органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом - Исполкомом г. Набережные Челны 21 декабря 2012 года, в соответствии с установленным законом порядком и требованиями.
Таким образом, постановление за N ... от 21 декабря 2012 года, принятое Исполкомом г. Набережные Челны в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества, является основанием для возникновения статуса служебного жилого помещения, а государственная регистрация в данном случае выполняет лишь функцию учета.
В соответствии с жилищным законодательством единственным основанием для отнесения жилого помещения к служебному является решение исполнительного комитета муниципального образования, статус "служебное" жилое помещение приобретало с момента принятия соответствующего решения исполнительного комитета муниципального образования, а не с момента внесения об этом сведений в государственный учет жилищного фонда.
Договор найма служебного жилого помещения N ... от 24 декабря 2012 года подписан Зариповой Ч.И., ею не оспаривался, что свидетельствует о том, что истица как наниматель знала о предоставлении ей данного жилого помещения именно как служебного и была с этим согласна. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что фактически спорное жилое помещение было предоставлено истице в порядке улучшения жилищных условий на основании договора социального найма, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что 02 мая 2012 года Администрацией Центрального района г. Набережные Челны истица поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильём молодых семей в Республике Татарстан", не влияют на правильность вынесенного решения суда, поскольку участие в данной программе предполагает наличие у участника программы права на улучшение жилищных условий путём получения социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а не предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, доказательств, что на момент предоставления спорной квартиры истица или члены её семьи были признаны в установленном законом порядке и состояли на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в Исполкоме, суду не представлено.
К тому же, договор найма служебного жилого помещения N ... от
24 декабря 2012 года недействительным не признан.
Таким образом, правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения на условиях договора социального найма в данном случае не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в вводной части решения суда указано лишь одно требование о признании права собственности в порядке приватизации, решение принято лишь по одному требованию, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Так, требования о признании права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности на ответчика заключить договор социального найма жилого помещения с включением в него членов семьи Зариповой Ч.И. самостоятельного значения не имели, исходя из содержания искового заявления, являлись основанием для удовлетворения её требований о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Отсутствие в резолютивной части решения указания на разрешение названных требований в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену решения суда, поскольку в мотивировочной части решения эти требования разрешены, судом указано на их несостоятельность.
Иные доводы жалобы повторяют правовую позицию истицы, изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Зариповой Ч.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.