Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. апелляционную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний Косова А.С. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 мая 2016 года, которым постановлено:
Иск Борисова К.Е. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании решения незаконным, обязании устранить нарушение прав удовлетворить.
Признать решение Федеральной службы исполнения наказаний в части постановки Борисова К.Е. на учёт для получения социальных выплат с 03 марта 2015 года незаконным.
Возложить на Федеральную Службу исполнения наказаний обязанность поставить Борисова К.Е. с составом семьи 5 человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 17 декабря 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан - Хайруллиной Г.В., поддержавшей доводы жалобы, истца Борисова К.Е., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисов К.Е. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН России по Республике Татарстан) о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушение прав.
В обоснование иска указано, что Борисов К.Е. являлся сотрудником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан, имеет общую продолжительность службы более 25 лет, с 18 мая 2015 года уволен из органов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец 17 декабря 2013 года обратился в Комиссию ФСИН России с рапортом (заявлением) о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола от 26 ноября 2015 года N ... Комиссией ФСИН России принято решение о постановке Борисова К.Е. составом семьи из 5 человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 03 марта 2015 года. Однако истец считает, что в решении дата постановки на учёт определена ответчиком незаконно, нарушается его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очерёдностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления - 17 декабря 2013 года.
В связи с изложенным, истец просил признать незаконным решение ФСИН России в части постановки Борисова К.Е. на учёт для получения социальных выплат с 03 марта 2015 года, а также возложить на ФСИН России обязанность поставить истца в составе семьи из 5 человек на учёт для получения социальных выплат с 17 декабря 2013 года
Судом принято решение об удовлетворении иска в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной Службы исполнения наказаний Косов А.С. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что пунктом 5 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты" установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" в том числе указана выписка из домовой книга с места жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления. Согласно представленной истцом выписке из домовой книги, дочери Борисова К.Е. - ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы по месту жительства лишь с 03 марта 2010 года, сведения об их предыдущей регистрации в учётном деле отсутствуют, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, истец и члены его семьи правомерно поставлены на учёт с 03 марта 2015 года, то есть после подтверждения даты регистрации.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под сотрудниками применительно к положениям названного закона понимаются, в том числе лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу положений части 1, пунктов 1, 6 части 3, статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, либо проживает в общежитии.
Из материалов дела следует, что Борисов К.Е. являлся сотрудником УФСИН России по Республике Татарстан, состоял в звании майора внутренней службы в должности начальника производственной и измерительной техники лаборатории центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан.
Приказом от 18 мая 2015 года N ... Борисов К.Е. уволен из органов уголовно-исполнительной системы.
В период службы 17 декабря 2013 года истец обратился в Комиссию УФСИН России с рапортом (заявлением) о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На момент обращения Борисова К.Е. с заявлением о постановке на учёт выслуга лет истца в календарном исчислении составляла более 25 лет. Ранее единовременная социальная выплата Борисову К.Е. не предоставлялась. Жилых помещений на праве собственности, а также в пользовании на основании договора социального найма, заявитель и члены его семьи не имеют.
По результатам рассмотрения заявления Борисова К.Е. решением Комиссии ФСИН России от 26 ноября 2015 года истец составом семьи из 5 человек поставлен на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 03 марта 2015 года.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявитель подлежит принятию ФСИН России на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи сотрудником соответствующего заявления (рапорта), то есть с 17 декабря 2013 года. При этом суд исходил из того, что Борисов К.Е. на момент подачи заявления (рапорта) о постановке на учёт уже имел право на предоставление единовременной социальной выплаты
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным решения Федеральной Службы исполнения наказаний в части постановки Борисова К.Е. на учёт для получения социальных выплат с 03 марта 2015 года.
Доводы жалобы о том, что истец и члены его семьи правомерно поставлены на учёт с 03 марта 2015 года, поскольку дочери Борисова К.Е. - ФИО2, ФИО1 зарегистрированы по месту жительства лишь с 03 марта 2010 года, основанием для отмены обжалуемого судебного акта не являются в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Согласно пункту 7 части 11 данных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 данных Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу приведённых норм права предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям части 3 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в целях недопустимости намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в целях признания нуждающимся в их улучшении.
При этом ни действующее жилищное законодательство, ни приведённые Правила предоставления единовременной социальной выплаты среди условий, с которыми закон связывает право сотрудника на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, не указывают в качестве обязательного наличие у таких лиц и членов их семьи регистрации по месту жительства и заведении на них отдельной карточки регистрационного учёта.
Как следует из выписки из протокола Комиссии ФСИН России от 26 ноября 2015 года N ... , основанием для принятия решения о постановке Борисова К.Е. составом семьи из 5 человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 03 марта 2015 года послужило то обстоятельство, что дочери истца ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес" с 03 марта 2010 года.
Однако как усматривается из представленной истцом при подаче заявления (рапорта) выписки из домовой книги от 06 ноября 2013 года, дочери истца ФИО1. и ФИО2, "дата" рождения, зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении с рождения.
В соответствии с пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в редакции, действующей до 28 марта 2008 года) регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путём внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Из анализа указанной нормы следует, что если регистрация ребёнка по месту жительства была оформлена до 28 марта 2008 года, то для подтверждения данного обстоятельства свидетельство о регистрации по месту жительства не требовалось.
Следовательно, при рождении и до момента получения паспорта, дочери истца были вписаны в карточку своей матери ФИО3 по адресу её прописки, что подтверждается отметкой в выписке из домовой книги в графе "когда и откуда прибыл".
Впоследствии при получении паспорта ФИО1. и ФИО2 с 03 марта 2010 года в домовой книге по месту прописки стали числиться отдельно от своей матери.
Таким образом, Комиссия ФСИН России пришла к ошибочному выводу о том, что дочери Борисова К.Е. - ФИО1 и ФИО2 постоянно зарегистрированы и проживали в жилом помещении по указанному адресу только с 03 марта 2010 года.
При таких обстоятельствах решение Комиссии ФСИН России в части постановки Борисова К.Е. на учёт для получения социальных выплат с 03 марта 2015 года нельзя признать соответствующим требованиям закона, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно восстановил нарушенное право истца.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда о возложении на ответчика обязанности определить дату постановки на учёт с учётом даты подачи истцом заявления, является законным и обоснованным.
Доводы жалобы повторяют правовую позицию ответчиков, изложенную в суде первой инстанции, не содержат доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учётом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 16 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.