Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой Э.М.
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Давлетшиной А.Н. - Бачериковой А.И. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 19 апреля 2016 года, которым исковые требования Давлетшиной А.Н. к муниципальному казённому учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании решения жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности на муниципальное казённое учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" поставить Давлетшину А.Н. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с 19 февраля 2015 года оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Давлетшиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давлетшина А.Н. обратилась к муниципальному казённому учреждению "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов
г. Казани) с иском о признании решения жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности поставить на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с 19 февраля 2015 года.
В обоснование требований указано, что Давлетшина А.Н. обратилась к ответчику с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в чём ей было отказано. Причиной отказа явилось намеренное ухудшение жилищных условий. Истица с данным отказом не согласна.
С 2012 года Давлетшина А.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес", общей площадью 32,8 кв. м, собственником которого является ФИО1, последняя также зарегистрирована в указанной квартире.
12 апреля 2014 года истица вступила в брак с ФИО2. Супруг истицы зарегистрирован в жилом доме общей площадью 57,9 кв. м, где кроме него зарегистрированы ещё три человека: его бывшая жена, два сына от первого брака.
Таким образом, совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи по состоянию на сегодняшний день составляет (32,8/2+57,9/4)/2=15,43 кв. м, что ниже учетной нормы, которая в соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан составляет 18 кв. м. Создание семьи, вступление в брак не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
В суде первой инстанции представитель Давлетшиной А.Н. иск поддержал.
Представитель Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани с иском не согласился.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Давлетшиной А.Н. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Отмечает, что на момент регистрации Давлетшиной А.Н. в квартире тёти, отсутствовала необходимость в улучшении либо ухудшении жилищных условий, смена места жительства и регистрации была обусловлена необходимостью постоянного ухода за родственницей. Также указывает, что действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, истица не совершала.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пункту 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
На основании пункта 4 данных Правил граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями. Разные семьи подлежат отдельному принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, если размер общей площади, приходящийся на каждого гражданина в занимаемых по договору найма и (или) находящихся в собственности объектах жилищных прав, соответствует норме постановки на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.
В силу пункта 10 указанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях, в том числе неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка.
В соответствии с пунктом 19 вышеназванных Правил заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что в период с 10 июня 2005 года по
14 декабря 2012 года Давлетшина А.Н. была зарегистрирована в доме, принадлежащем на праве собственности её отцу, по адресу: "адрес", общей площадью 106,2 кв. м.
С 21 декабря 2012 года Давлетшина А.Н. зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес", общей площадью 32,8 кв. м. Собственником данного жилого помещения является тётя истицы - ФИО1, которая также зарегистрирована в указанной квартире.
12 апреля 2014 года между Давлетшиной А.Н. и ФИО2 зарегистрирован брак.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от
02 сентября 2014 года за Давлетшиным А.Т. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 57,9 кв. м, расположенный по адресу: "адрес"
Как следует из выписки из домовой книги от 17 января 2015 года в вышеуказанном жилом доме зарегистрированы ФИО2, его бывшая супруга ФИО3 и их двое детей.
21 января 2015 года Давлетшина А.Н. обратилась к главе Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в составе семьи из двух человек, включая Давлетшина А.Т.
Распоряжением главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани от 17 февраля 2015 года N ... (пункт 1.2)
Давлетшиной А.Н., зарегистрированной по адресу "адрес", осуществляющей трудовую деятельность в "данные изъяты" в городском округе г. Казани, отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предусмотренной пунктом 19 Правил и порядка постановки на учёт (на основании статьи 53, пунктов 2 и 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации) - совокупный уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи заявителя до перепрописки с жилого дома общей площадью 106,2 кв. м по адресу: "адрес", составляет 20,51 кв. м, заявителем совершены действия с намерением приобретения права состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи заявителя после перепрописки с "адрес", составляет 15,43 кв. м.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным решения жилищной комиссии в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия по перерегистрации истицы в пределах одного населенного пункта по месту жительства с ... в квартиру "адрес" свидетельствуют об ухудшении Давлетшиной А.Н. жилищных условий, при этом предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок не истек.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года
N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Как следует из пояснений Давлетшиной А.Н., что не опровергнуто ответчиком, в квартире "адрес" она фактически проживает с 2011 года, переезд в данное жилое помещение был обусловлен плохим самочувствием и состоянием здоровья её тёти, которая нуждалась в постоянном уходе.
Кроме того, поводом для обращения в Администрацию Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани для постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки истица связывает с моментом вступления в брак с Давлетшиным А.Т.
В силу изложенного, судебная коллегия не усматривает в действиях Давлетшиной А.Н. умышленный и недобросовестный характер, поскольку действия по регистрации в жилом помещении, принадлежащем тёте истицы, нуждающейся в постоянном уходе в виду плохого самочувствия и состояния здоровья, не могут свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий истицы с целью приобретения права постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о законности решения жилищной комиссии о наличии оснований для отказа истице в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) в системе социальной ипотеки судебная коллегия считает ошибочным, а обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Давлетшиной А.Н.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 19 апреля 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Признать незаконным распоряжение главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани от 17 февраля 2015 года N ... об отказе Давлетшиной А.Н. в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Обязать муниципальное казённое учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" поставить Давлетшину А.Н. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с момента обращения, а именно с 21 января 2015 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.