Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова А.А. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 мая 2016 года (с учетом определения об исправлении описки от 24 июня 2016 года), которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Смирновой Л.П., Смирнова А.А. к Исполнительному комитету муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан о признании незаконным решения жилищной комиссии Исполнительного комитета муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на Исполнительный комитет муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан восстановить Смирнову Л.П., Смирнова А.А. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение субсидий на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Смирнова А.А. и его представителя Федорова Р.В., поддержавших жалобу, объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Валеева Р.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Л.П., Смирнов А.А. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Исполнительному комитету муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан (далее - Исполком Чистопольского района Республики Татарстан) о признании незаконным решения жилищной комиссии об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на ответчика восстановить истцов в указанном списке, признании за ними права на получение субсидии на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В обоснование исковых требований указано, что постановлением главы администрации г. Чистополя и Чистопольского района Республики Татарстан от "дата" года N ... Смирнов А.А., как участник боевых действий в Афганистане, был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Смирнова Л.П. также была поставлена на жилищный учет. Однако решением жилищной комиссии от "дата" года истцы были исключены из списка на получение субсидии и из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, что, по мнению истцов, является незаконным.
В судебном заседании Смирнова Л.П., Смирнов А.А. иск поддержали.
Представитель ответчика - Гусева Н.Л. иск не признала.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направило возражения относительно иска.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Смирнов А.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, признав незаконным Постановление Исполкома Чистопольского района Республики Татарстан от "дата" года N ... Указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что после постановки на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, заявитель не приобрел какого-либо иного помещения, в связи с чем за ним должно быть признано право на получение жилищной субсидии. Отмечает, что Смирнова Л.П. с заявлениями о постановке на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, к ответчику никогда не обращалась.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата" года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после "дата" года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1, п. 3 ч. 3, ч. 3.2, ч. 11.1 ст. 23.2 того же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" года.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - ветеранов боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до "дата" года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275, изданным в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья указанным гражданам осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Кроме того, данным нормативным правовым актом утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.
В соответствии с названным Положением предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство (пункты 4, 8).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Чистополя и Чистопольского района Республики Татарстан от "дата" года N ... Смирнов А.А., как участник боевых действий в Афганистане, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Исполкома Чистопольского района Республики Татарстан от 27 июня 2008 года N547 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Решением жилищной комиссии от "дата" года Смирнов А.А. и Смирнова Л.П. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения в соответствии с установленной нормой.
Как усматривается из материалов дела, истцы проживают в жилом доме общей площадью 38,8 кв.м, к которому возведен пристрой площадью 30 кв.м, что Смирнов А.А. в предварительном судебном заседании "дата" года подтвердил.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов, поскольку предоставление мер государственной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в силу действующего жилищного законодательства Российской Федерации обусловлено не только фактом принятия граждан соответствующей льготной категории на учет нуждающихся в жилье, но и последующим сохранением за такими гражданами оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В данном случае обеспеченность, в частности заявителя жалобы Смирнова А.А. жильем, общая площадь которого превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму, свидетельствует об утрате истцом предусмотренных Жилищным кодексом РСФСР оснований для обеспечения жилым помещением, в соответствии с которыми он был принят на учет.
Доводы апелляционной жалобы Смирнова А.А. о наличии у него права на получение мер государственной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на отсутствие какого-либо жилого помещения в собственности Смирнова А.А. не имеет правового значения для разрешения спора. Само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку Смирнову А.А. принадлежит право пользования жилым домом, в котором на него приходится 19,4 кв.м площади.
Довод в жалобе о том, что Смирнова Л.П. не обращалась к ответчику с заявлением о постановке на жилищный учет, также не влияет на правильность решения суда. Спор разрешен в рамках заявленных, в том числе Смирновой Л.П. требований о признании и за ней права на улучшение жилищных условий. Данное обстоятельство опровергает указанное утверждение жалобы.
Заявленное в жалобе требование о признании незаконным постановления Исполкома Чистопольского района Республики Татарстан от 07 октября 2015 года N280 с учетом положений ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть принято и рассмотрено судебной коллегией, поскольку является новым материально-правовым требованием, которое не было предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
В связи с изложенным решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 17 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.