Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Моисеевой Н.Н. и Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан ФИО1 на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 10 июня 2016 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан включить в стаж Исмагиловой Р.М., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды ее работы в должности врача-педиатра и по совместительству в должности врача-неонатолога родильного отделения "данные изъяты" с 3 января 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 3 января 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 3 января 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 3 января 1997 года по 19 октября 1997 года, с 14 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 3 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 3 января 1999 года по 01 августа 1999 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года, период отпуска по беременности и родам с 2 августа 1999 года по 31 октября 1999 года кратно - 1 год работы как 1 год и 9 месяцев, а период отпуска по беременности и родам с 1 ноября 1999 года по 19 декабря 1999 года кратно - 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан назначить и выплатить Исмагиловой Р.М. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 15 июля 2015 года.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Исмагиловой Р.М. и ее представителя ФИО2, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исмагилова Р.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и "адрес"м Республики Татарстан о включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении и возложении обязанности по назначению пенсии.
В обоснование своих требований истец указала, что 15 июля 2015 года она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика в этом ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, считает, что ответчик неправильно исчислил продолжительность ее специального стажа, включив периоды ее работы в качестве врача-педиатра и по совместительству в должности врача-неонатолога родильного отделения "данные изъяты" с 3 января 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 3 января 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 3 января 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 3 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 3 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 3 января 1999 года по 1 августа 1999 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 1997 года по 13 декабря 1997 с применением одной льготы в связи с работой в сельской местности - год за год и 3 месяцев трудового стажа, а период нахождения в отпуске по беременности и родам с 2 августа 1999 года по 19 декабря 1999 года зачтен календарно, тогда как, по ее мнению, эти периоды должны быть исчислены из расчета год работы за год и 9 месяцев трудового стажа с учетом осуществления ею реанимационной помощи новорожденным в родильном отделении указанной больницы. Поэтому, уточнив свои исковые требования, она просила суд включить вышеперечисленные периоды в ее специальный стаж из расчета год за год и 9 месяцев трудового стажа, возложив на ответчика обязанность по назначению ей досрочной пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласились, представили возражения на апелляционную жалобу, в которых просили оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что 15 июля 2015 года Исмагилова Р.М. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика ... от 28 июля 2015 года в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 27 лет 7 месяцев 6 дней. При этом указанные выше спорные периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации зачтены в ее специальный стаж как год работы за год и 3 месяца трудового стажа, а период нахождения в отпуске по беременности и родам учтен в календарном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения спорных периодов в ее специальный стаж в льготном исчислении - год работы как год и 9 месяцев, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии для этого соответствующих правовых оснований, ссылаясь на то, что в оспариваемые периоды истец исполняла по совместительству должностные обязанности врача-неонатолога родильного отделения "данные изъяты", то есть осуществляла лечебную деятельность, напрямую связанную с реанимационной деятельностью и интенсивной терапией в учреждении здравоохранения в сельской местности.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на назначение досрочной пенсии по рассматриваемому основанию, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии (далее - Правила).
На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Приложением к названным Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с применением вышеуказанной льготы год за год и 6 месяцев.
В пункте 1 данного Перечня в числе наименований структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, а в числе наименований должностей - оперирующие врачи-специалисты всех наименований.
Из представленных в деле документов видно, что истец с 1 сентября 1993 года по настоящее время работает врачом-педиатром в "данные изъяты", а в периоды с 3 января 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 3 января 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 3 января 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 3 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 3 января 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 3 января 1999 года по 1 августа 1999 года по совместительству в этом учреждении она работала врачом-неонатологом на 0,5 ставки. Кроме того, в период с 20 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года проходила курсы повышения квалификации.
Неонатология (от латинского - новорожденный) - это отрасль педиатрии, а не хирургии, занимающаяся проблемами здоровья детей возраста новорожденных. Суть неонатологии - диагностика и лечение детей первых четырех недель жизни, выхаживание больных новорожденных.
Основной задачей врача-неонатолога является проведение лечебно- профилактических мероприятий, направленных на обеспечение оптимального развития новорожденных, сохранение их здоровья, включая уход, обследование, лечение и вскармливание новорожденных. Указанные функциональные обязанности содержатся в представленной истцом должностной инструкции.
Таким образом, функциональные обязанности врача-неонатолога не предполагают его участие в проведении хирургических операций.
Выводы суда первой инстанции о том, что истец, работая врачом- неонатологом в хирургическом отделении больницы, осуществляла деятельность, связанную с оказанием реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденных детей, в связи с чем к периодам ее работы в этой должности, а также протекавшим во время ее замещения периодам нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по беременности и родам подлежит применения льгота - год работы за год и 6 месяцев стажа, основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Как было отмечено выше, к оперирующим врачам-специалистам истец не относится, а осуществление ею приведенных выше функциональных обязанностей само по себе не дает права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований в указанной части, в связи с чем решение суда о возложении на ответчика обязанности по применению к спорным периодам дополнительной льготы при их исчислении - из расчета год за год и 6 месяцев подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске, а в части включения в льготный стаж периода нахождения истца в отпуске по беременности и родам - изменению и включении этого периода в специальный стаж в том же порядке, что и работа, во время которой он был предоставлен, а именно год за год и 3 месяца.
Поскольку без применения указанной льготы специальный стаж истца на 15 июля 2015 года составлял менее 30 лет, оснований для возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан обязанности по назначению ей досрочной пенсии не имелось. Поэтому решение суда в этой части также судебной коллегией отменяется и принимается новый судебный акт об отказе в назначении Исмагиловой Р.М. досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 10 июня 2016 года в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж Исмагиловой Р.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении как год работы за год и 9 месяцев периодов работы в должности врача-педиатра и по совместительству в должности врача-неонатолога родильного отделения "данные изъяты" с 3 января 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 3 января 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 3 января 1996 года по 31 декабря 1996 года, с 3 января 1997 года по 19 октября 1997 года, с 14 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 3 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 3 января 1999 года по 1 августа 1999 года, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 1997 года по 13 декабря 1997 года, возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан обязанности по назначению и выплате Исмагиловой Р.М. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 15 июля 2015 года отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 10 июня 2016 года в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж Исмагиловой Р.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении как год работы за год и 9 месяцев, периода отпуска по беременности и родам со 2 августа 1999 года по 31 октября 1999 года изменить и принять в этой части по делу новое решение, включив данный период в указанный стаж в льготном исчислении из расчета год работы за год и 3 месяца.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.