Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Ибрагимова Р.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Акимовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Низамеевой Д.Г. удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: база "КАМАЗкоттеджстрой) общей площадью 7 654 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ... , расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3540 000 (три миллиона пятьсот сорок тысяч) рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Низамеевой Деларой Галимовной подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 14 июня 2016 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Низамеева Д.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка общей площадью 7654 квадратных метров, кадастровый номер ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: база "КАМАЗкоттеджстрой", расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" кадастровая стоимость этого земельного участка установлена в размере 13140 922 рублей 98 копеек.
Между тем согласно отчету общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Отлично" N93-2016 от 5 апреля 2016 года рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере 3540 000 рублей. Указанный отчет прошел экспертизу в Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" и согласно экспертному заключению N044/1/2016/Казань от 25 апреля 2016 года соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и заданию оценки, а выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Низамеева Д.Г. просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" указав ее равной рыночной стоимости в размере 3540 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Низамеевой Д.Г. - Гибадуллина А.Х. заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит об отмене решения, полагая, что административным истцом не доказана величина рыночной стоимости объекта недвижимости, которую он просит установить в качестве кадастровой.
Ссылается на то, что представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан суду первой инстанции указывалось на допущенные при составлении отчета об оценке нарушения, которые должны были повлечь назначение судом по собственной инициативе экспертизы, однако суд ограничился разъяснением административному ответчику его права заявить ходатайство о назначении экспертизы. По мнению апеллянта, суд такими действиями освободил административного истца от обязанности доказать величину рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Низамеевой Д.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 7654 квадратных метров, кадастровый номер ... , расположенный по адресу: "адрес". Этот земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: база "КАМАЗкоттеджстрой".
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка утверждена Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 13140 922 рублей 98 копеек.
Не согласившись с указанной величиной кадастровой стоимости, Низамеева Д.Г. представила составленный ООО "Отлично" отчет N93-2016 от 5 апреля 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", согласно которому его рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3540 000.
Экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" в отношении отчета N93-2016 от 5 апреля 2016 года проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой дано положительное экспертное заключение N044/1/2016/Казань от 25 апреля 2016 года.
Как следует из разъяснений, данных в пунктах 19 и 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оценщик Сулейманова М.М., выполнившая отчет об оценке N93-2016 от 5 апреля 2016 года, обладает специальными знаниями, является членом саморегулируемой организации оценщиков и ее гражданская ответственность застрахована. Указанное свидетельствует о том, что отчет выполнен лицом, обладающим соответствующими знаниями и компетенцией.
Доказательств, опровергающих определенную отчетом об оценке рыночную стоимость земельного участка и свидетельствующих о его рыночной стоимости в ином размере, в рассматриваемом деле не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом имеющихся в материалах доказательств, правомерно удовлетворил административный иск, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке N93-2016 от 5 апреля 2016 года
Доводы апелляционной жалобы о нарушении оценщиком требований федеральных стандартов оценки несостоятельны, поскольку выводы оценщиком были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административных ответчиков не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 июля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.