Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административный истец к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании решения незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Комиссия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным решения Комиссии N 75 от 24 мая 2016 года об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отсутствие у Комиссии самостоятельных полномочий по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости при наличии положительного экспертного заключения, отсутствие в решении указаний на нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 28 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также неполноту исследования обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения заявления.
В связи с этим административный истец просит признать оспариваемое решение незаконным; установить кадастровую стоимость нежилого помещения N 1003 площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... и нежилого помещения ... квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: "адрес", в размере ... рублей и ... рублей; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость объектов недвижимости.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан представитель ответчика 1 административный иск не признала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан предсатвитель ответчика 2 с заявленными требованиями не согласился.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью первой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть четвертая статьи 24.18 Федерального закона).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (часть девятая статьи 24.18 Федерального закона).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть одиннадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
Перечень документов, представляемых в Комиссию в целях пересмотра кадастровой стоимости по данному основанию, установлен частью шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) и включает в себя: кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок создании и работы комиссии) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в составе четырех человек.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 10 декабря 2013 года N П/525 утверждены Положение о порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан (далее - Положение о комиссии) и Порядок ведения делопроизводства комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан (далее - Порядок ведения делопроизводства).
Процедура рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости и фиксации его результатов определена статьей 24.18 Федерального закона и регламентирована вышеназванными подзаконными актами.
Согласно данной процедуре заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (часть девятнадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости (часть двадцатая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 16 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.9 Порядка ведения делопроизводства).
Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункта 16 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.8 Порядка ведения делопроизводства).
Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии (часть двадцать первая статьи 24.18 Федерального закона).
Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание (пункт 16 Порядка создания и работы комиссии).
О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых председателем комиссии, члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания путем направления соответствующих писем факсимильными средствами связи и (или) электронными средствами связи (пункты 2.5, 2.6 Порядка ведения делопроизводства).
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов (часть двадцать пятая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 10 Порядка создания и работы комиссии, пункт 6 Положения о комиссии).
На заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица (пункт 17 Порядка создания и работы комиссии, пункт 8 Положения о комиссии, пункт 2.19 Порядка ведения делопроизводства).
Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии (пункт 11 Порядка создания и работы комиссии, пункт 7 Положения о комиссии, пункт 2.18 Порядка ведения делопроизводства).
Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (пункт 12 Порядка создания и работы комиссии, пункт 10 Положения о комиссии, пункт 2.25 Порядка ведения делопроизводства).
На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором отражаются сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии, пунктами 2.27 и 2.28 Порядка ведения делопроизводства. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания (пункт 18 Порядка создания и работы комиссии, пункт 2.28 Порядка ведения делопроизводства).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть двадцать четвертая статьи 24.18 Федерального закона).
Согласно пункту 20 Порядка создания и работы комиссии в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как видно из материалов дела, 4 мая 2016 года административный истец обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости: нежилого помещения ... метра с кадастровым номером ... и нежилого помещения ... площадью 201,8 квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: "адрес"
К заявлению приложены документы, состав которых определен частью шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона, в том числе отчет N 475/16 от 14 марта 2016 года об оценке рыночной стоимости нежилых помещений ... , расположенных по адресу: "адрес" составленный "данные изъяты" и положительное экспертное заключение N033/2016 от 29 марта 2016 года, составленное "данные изъяты" что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
10 мая 2016 года сообщения о проведении заседания Комиссии 27 мая 2016 года в 10.00 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан направлены секретарем комиссии представителю заявителя представитель истца (исх.N01-03/418), генеральному директору "данные изъяты"), руководителю Исполнительного комитета муниципального образования "город Нижнекамск" (исх.N01-03/420).
Члены Комиссии извещены о времени и месте проведения заседания Комиссии путем направления факсограмм от 10 мая 2016 года (исх.N01-03/421-ф, N01-03/422-ф, N01-03/423-ф, N01-03/424-ф).
17 мая 2016 года секретарь комиссии известил указанных лиц о переносе заседания на 24 мая 2016 года в 10.00 (исх.N01-03/474, N01-03/476, N01-03/481, N01-03/466-ф, N01-03/467-ф, N01-03/468-ф, N01-03/469-ф).
В заседании Комиссии приняли участие два из четырех членов комиссии, в том числе заместитель председателя комиссии, присутствовали секретарь комиссии и представитель заявителя. Ход заседания зафиксирован в протоколе N75 от 24 мая 2016 года, который подписан заместителем председателя и секретарем комиссии.
По итогам рассмотрения заявления административный истец о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости оба участвующих в заседании члена комиссии проголосовали против установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в результате чего Комиссией принято решение N 75 от 24 мая 2016 года об отклонении заявления.
Из текста решения и протокола усматривается, что основанием для отклонения заявления послужило несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и методологии оценки: необоснованное исключение из стоимости объектов-аналогов суммы налога на добавленную стоимость, некорректный расчет результата сравнительным подходом, неверный расчет налога на имущество, нарушение пункта 8 федерального стандарта оценки N1, пунктов 5, 11 и 12 федерального стандарта оценки N3.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что заявление административный истец" о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости рассмотрено Комиссией в правомочном составе с соблюдением установленной процедуры подготовки и проведения заседания, по результатам рассмотрения заявления принято мотивированное решение.
Доводы административного истца об отсутствии у Комиссии полномочий по проверке достоверности отчета об оценке, о необходимости указания в тексте решения ссылки на статью 11 Федерального закона опровергаются содержанием пункта 20 Порядка создания и работы комиссии.
Как следует из буквального толкования данной нормы, возможность принятия Комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости предусмотрена лишь в том случае, если отчет об оценке соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Таким образом, проверка Комиссией достоверности отчета об оценке является необходимым условием рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости независимо от наличия положительного экспертного заключения, а основанием для отклонения заявления может служить несоответствие отчета как требованиям статьи 11 Федерального закона, так и требованиям федеральных стандартов оценки.
Не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и довод административного истца о том, что Комиссией не в полном объеме выяснены обстоятельства дела, не вызваны эксперты и экспертные организации.
Часть двадцать первая статьи 24.18 Федерального закона, предоставляя Комиссии право запрашивать необходимую для ее работы информацию (в том числе у оценщиков, составивших отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается), оставляет вопрос реализации такого права на усмотрение комиссии, следовательно, привлечение к работе комиссии этих лиц не может рассматриваться как обязательный элемент процедуры подготовки и проведения заседания.
Поскольку нарушений порядка создания и работы Комиссии, порядка проведения заседания и голосования по заявлению, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого решения, судом не установлено, требование административного истца удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, суд исходит из того, что результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Из этого следует, что при оспаривании решений Комиссии об отклонении заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости не разрешается вопрос об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, что исключает возможность удовлетворения такого требования в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
По этим же основаниям не может быть удовлетворено требование о возложении на орган кадастрового учета обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
При этом суд учитывает, что административный истец не лишен возможности реализовать право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости путем предъявления самостоятельного требования об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, так как в силу статьи 24.18 Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, и в этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления административный истец к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании решения незаконным, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 3 августа 2016 года
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.