Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре К.А. Дьяконове,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.М. Муртазина к территориальной избирательной комиссии Приволжского района г. Казани Республики Татарстан об отмене решения об утверждении избирательного бюллетеня для голосования,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
27 апреля 2016 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принято постановление N 5/36-7, которым полномочия окружной избирательной комиссии Приволжского одномандатного избирательного округа N 26 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
Решением территориальной избирательной комиссии Приволжского района г. Казани Республики Татарстан от 18 августа 2016 года N 43 утвержден текст избирательного бюллетеня для голосования, а также текст электронного избирательного бюллетеня для голосования с использованием комплекса для электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Приволжскому одномандатному избирательному округу N 26.
Зарегистрированный по данному одномандатному избирательному округу кандидат в депутаты, выдвинутый политической партией "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", И.М. Муртазин обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением об отмене вышеназванного решения избирательной комиссии, указав в обоснование требований, что в отношении кандидата в депутаты, выдвинутого политической партией "Политическая партия "Справедливая Россия", Р.Г. Бильгильдеевой неверно указаны сведения об основном месте работы и занимаемой должности. Она не является председателем правления Татарстанской региональной общественной организации по защите прав потребителей "Справедливое ЖКХ", а работает ликвидатором в двух организациях: дачном товариществе "Песчаные Ковали" и некоммерческом партнерстве "Коттеджный поселок "Радужный".
В судебном заседании И.М. Муртазин административное исковое заявление поддержал.
Представитель территориальной избирательной комиссии Приволжского района г. Казани Республики Татарстан Р.Н. Закиров административный иск не признал.
Представитель Р.Г. Бильгильдеевой - А.М. Хайруллина административному иску возражала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Законодательство Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 29 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ к полномочиям окружной избирательной комиссии отнесено утверждение текста избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу.
Статьей 79 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ предусмотрено, что для голосования на выборах депутатов Государственной Думы текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатным избирательным округам утверждают окружные избирательные комиссии не позднее чем за 22 дня до дня голосования (часть 4).
Избирательный бюллетень должен содержать сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов, в том числе, основное место работы или службы, занимаемая должность (пункт 4 части 7).
Из обстоятельств дела усматривается, что оспариваемое административным истцом решение территориальной избирательной комиссии Приволжского района г. Казани Республики Татарстан принято единогласно при наличии необходимого кворума, с соблюдением требований, предъявляемых статьей 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, и в соответствии с предписаниями по форме и содержанию избирательного бюллетеня, установленными вышеприведенными законоположениями, в предусмотренные статьей 79 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ сроки.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что в отношении кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Приволжскому одномандатному избирательному округу N 26, выдвинутого политической партией "Политическая партия "Справедливая Россия", Р.Г. Бильгильдеевой неверно указаны сведения об основном месте работы и занимаемой должности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, регламентирующей порядок представления списков кандидатов по одномандатным избирательным округам и иных избирательных документов, установлено, что в заявлении кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу указывается, в том числе, основное место работы или службы, занимаемая должность (пункт 1 части 5).
Согласно пункту 1.7 Перечня документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 мая 2015 года N 284/1671-6, в подтверждение указанных в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности должна быть представлена копия трудовой книжки либо выписки из трудовой книжки, либо справки с основного места работы или иного документа.
По делу установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Приволжскому одномандатному избирательному округу N 26, выдвинутого политической партией "Политическая партия "Справедливая Россия", Р.Г. Бильгильдеевой указаны сведения об основном месте работы, о занимаемой должности, как: "Татарстанская региональная общественная организация по защите прав потребителей "Справедливое ЖКХ", председатель правления". В подтверждение указанных сведений ею представлена справка от 8 июля 2016 года N 95 названной общественной организации.
Сведения аналогичного содержания содержатся и в трудовой книжке Р.Г. Бильгильдеевой, исследованной в судебном заседании.
Исходя из положений статьи 66, главы 44 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В данном документе указываются сведения о его основном месте работы, службы и занимаемой должности. Сведения о работе по совместительству (об увольнении с этой работы) по желанию работника вносятся по месту основной работы в трудовую книжку на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Таким образом, изложенные Р.Г. Бильгильдеевой в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения об основном месте работы, о занимаемой должности соответствуют действительности, что нашло подтверждение в ходе рассмотрения административного дела.
Вопреки доводам административного истца, избирательное законодательство не возлагает на кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обязанности указывать в заявлении о согласии баллотироваться или сообщать в иной форме сведения о работе по совместительству, либо по договорам гражданско-правового характера, а на окружную избирательную комиссию - обязанности приводить эти сведения в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия решения территориальной избирательной комиссии Приволжского района г. Казани Республики Татарстан от 18 августа 2016 года N 43 нормам избирательного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления И.М. Муртазина к территориальной избирательной комиссии Приволжского района г. Казани Республики Татарстан об отмене решения от 18 августа 2016 года N 43 "Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 6 сентября 2016 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.