Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гилазова И.И.,
членов президиума Гафарова Р.Ф., Шарифуллина Р.А., Герасимова А.Ю., Гилманова Р.Р., Курмашевой Р.Э., Романова Л.В.,
с участием заместителя прокурора Республики Татарстан Галимова Г.С.,
осужденного Мухаметдинова А.И., посредством видеоконференц-связи,
адвоката Гайнуллиной А.Э., представившей ордер N 039313 и удостоверение N 1824,
при секретаре Демахине Д.А.,
рассмотрел уголовное дело по кассационному представлению прокурора Республики Татарстан на приговор Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 25 марта 2016 года, которым
Мухаметдинов А.И., "данные изъяты"
осуждён по части 1 статьи 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима,
и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2016 года, которым уточнена резолютивная часть приговора в части исчисления срока наказания, в остальном приговор оставлен без изменения.
В кассационном представлении предлагается судебные решения отменить с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в связи с нарушением уголовно-процессуального закона, неправильным применением уголовного закона и вызванной этими нарушениями чрезмерной мягкостью назначенного наказания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Татарстан Набиуллина А.Г., выступления осужденного Мухаметдинова А.И., оставившего разрешение кассационного представления на усмотрение президиума, и адвоката Гайнуллиной А.Э., возражавшей против удовлетворения кассационного представления, а также заместителя прокурора Республики Татарстан Галимова Г.С., поддержавшего кассационное преставление, президиум
установил:
Мухаметдинов А.И. осуждён за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, при следующих обстоятельствах.
"данные изъяты" Мухаметдинов А.И., "данные изъяты" в ходе конфликта с ранее ему не знакомым "данные изъяты"., умышленно нанёс ему удар клинком раскладного ножа в область живота, причинив телесное повреждение в виде раны нижней трети живота справа, проникающей в брюшную полость, с повреждением слепой кишки, с наличием внутрибрюшного кровотечения, причинившей тяжкий вред здоровью потерпевшего по признаку опасности для жизни.
Судом действия Мухаметдинова А.И. квалифицированы по части 1 статьи 111 УК РФ.
Президиум считает судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному уголовному делу допущены такие нарушения закона.
В соответствии со статьей 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, то есть постановленным в соответствии с требованиями УПК РФ и основанным на правильном применении уголовного закона.
В силу частей 1 и 3 статьи 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ и с учётом положений его Общей части.
Эти требования уголовного и уголовно-процессуального закона судом не выполнены.
Уголовный закон в настоящем уголовном деле применён неправильно.
Так, судом установлено, что тяжкие телесные повреждения были причинены осуждённым потерпевшему вследствие удара ножом (клинком ножа) в область живота. Это обстоятельство подтверждено исследованными в суде доказательствами: показаниями осуждённого Мухаметдинова А.И. о том, что во время конфликта он ударил потерпевшего ножом в живот (л.д. 79-81,93-95,208-211); показаниями потерпевшего "данные изъяты" о том, что Мухаметдинов А.И. в ответ на сделанное ему замечание нанёс ему удар ножом в живот (л.д. 166-168), и показаниями свидетелей "данные изъяты" ( л.д. 52-54,173-175), "данные изъяты" (л.д. 68-70) о том же; показаниями свидетеля "данные изъяты" об установлении им личности подозреваемого, принятии от него явки с повинной и обнаружении ножа (л.д. 169-172); протоколом осмотра места происшествия, согласно которому, в шахте лифта "данные изъяты" обнаружен металлический нож "данные изъяты" (л.д. 64-67), на рукоятке которого, обнаружены следы пота Мухаметдинова А.И., а на клинке - кровь потерпевшего, что установлено заключениями судебно-медицинских экспертиз (л.д. 131-136, 144-150), а также заключением судебно-медицинской экспертизы потерпевшего, согласно которому, возможность образования нанесенной ему раны в результате воздействия колюще-режущего предмета, не исключается (л.д.159-161).
Органом предварительного расследования действия Мухаметдинова А.И. были квалифицированы по части 3 статьи 30, части 1 статьи 105 УК РФ, как покушение на убийство.
Суд, на основании анализа собранных доказательств, пришёл к выводу об отсутствии у Мухаметдинова А.И. прямого умысла на убийство и квалифицировал его действия как умышленное причинениетяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, однако необоснованно счёл, что деяние осуждённого охватывается диспозицией части 1 статьи 111 УК РФ. Между тем, Мухаметдинов А.И. причинил потерпевшему указанные телесные повреждения, применив нож, который, в силу разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 года N29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" (с последующими изменениями), следует рассматривать как предмет, используемый в качестве оружия.
Следовательно, деяние осуждённого образует состав преступления, предусмотренного пунктом "з" части 2 статьи 111 УК РФ, то есть умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершённое с применением предметов, используемых в качестве оружия.
Кроме того, вследствие нарушения судом вышеназванных требований уголовного и уголовно-процессуального закона осуждённому Мухаметдинову А.И. назначено явно несправедливое вследствие чрезмерной мягкости наказание, не отвечающее ни данным о его личности, ни степени общественной опасности совершенного им особо тяжкого преступления, что очевидно противоречит установленным статьей 43 УК РФ целям уголовного наказания, - как исправления самого осуждённого, так и предупреждения совершения новых преступлений.
Допущенные судом нарушения закона являются существенными, повлиявшими на исход дела, искажающими саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, то есть подпадающими под признаки, установленные статьей 401.6 УПК РФ, а поэтому влекущими в соответствии со статьей 401.15 УПК РФ отмену состоявшихся судебных решений с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть вышеизложенное и принять решение в соответствии с требованиями закона.
В связи с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение и, принимая во внимание необходимость обеспечения судебного разбирательства по данному уголовному делу в разумные сроки, президиум считает необходимым избрать в отношении Мухаметдинова А.И. меру пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 401-13, 401-14 УПК РФ, президиум
постановил:
приговор Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 25 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2016 года в отношении осужденного Мухаметдинова А.И. отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным его составом.
Избрать в отношении Мухаметдинова А.И. меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца, то есть до 10 ноября 2016 года.
Кассационное представление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Председательствующий
И.И. Гилазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.