Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Гаус Т.И.
судей Абрамовича В.В., Потехиной О.Б.
при секретаре Полынкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,
гражданского дела по иску Местной общественной организации Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны" к Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по не подготовке и не направлении проекта договора аренды, купли-продажи земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав путем возложения обязанности подготовить проект договора аренды на испрашиваемый земельный участок,
по апелляционной жалобе МОО Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны",
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 мая 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Местная общественная организация Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны" обратилась в суд с настоящим иском. Требования мотивированы тем, что на основании ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ Общественная организация участников чеченских событий Железнодорожного района г. Красноярска "Присяге верны" неоднократно на протяжении 2-х лет подавала заявления в администрацию Емельяновского района с просьбой предоставить земельный участок в п. Солонцы с кадастровым номером N для ИЖС в собственность бесплатно либо принять решение о заключении договора аренды на данный объект; однако администрация Емельяновского района отказала в подготовке проекта договора купли-продажи по основаниям, которые не предусмотрены Земельным кодексом; в то же время испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц не обременен, не изъят из оборота и не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Истец просил признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района по не подготовке и не направлении проекта договора аренды, купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N площадью 120 000 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для комплексного жилищного строительства, обязать устранить допущенные нарушения прав путем возложения обязанности подготовить проект договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МОО Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что суд необоснованно отклонил ходатайство истца об отложении слушания дела. Также выражает несогласие с выводами суда о том, что администрации Емельяновского района правомерно отказала в предоставлении спорного земельного участка.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителей истца МОО Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны" - председателя организации Петрова О.Г., а также представителя по доверенности Попова А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя ответчика администрации Емельяновского района г. Красняорска - Хасиеву Н.Э., согласившуюся с решением суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Местная общественная организация Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны" является юридическим лицом, находится в г. Красноярске, ул. Яковлева, д. 1, кв. 52, создана в целях объединения ветеранов боевых действий и военных конфликтов, сотрудников органов внутренних дел, правоохранительных органов, военнослужащих внутренних войск для сохранения между ними связей; оказания помощи сотрудникам органов внутренних дел, правоохранительных органов, поддержки ветеранов, в том числе материальной, оказания им содействия в трудоустройстве после службы и в решении социально-бытовых проблем.
07.10.2013 года Председатель Общественной организации участников чеченских событий "Присяге верны" Петров О.Г. обратился в адрес Главы администрации Емельяновского района Красноярского края с заявлением о выделении земельных участков общей площадью 2 га из земель Емельяновского района, пос. Солонцы, кадастровый номер N под личные подсобные хозяйства для членов организации.
Указанное заявление поступило в администрацию Емельяновского района 16.10.2013 года вх. 6098.
Из ответа Главы Емельяновского района Красноярского края на обращение Председателя Общественной организации участников чеченский событий "Присяге верны" Петрова О.Г. от 16.10.2013 года вх. 6098 о выделении земельного участка, следует, что испрашиваемый земельный участок является ранее учтенным, имеет особый вид разрешенного использования - для комплексного жилищного строительства, и в силу действующего законодательства отчуждение права на земельный участок с кадастровым номером N в рамках договора аренды возможно исключительно публичным способом путем проведения процедуры торгов. Предоставление испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не представляется возможным.
Также в материалах дела имеется аналогичный ответ администрации Емельяновского района Красноярского края, датированный 01.10.2013 года на ранее поданное истцом заявление.
Кроме того, Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры от имени администрации Емельяновского района также были даны ответы относительно предоставления испрашиваемого спорного земельного участка.
Из ответа Управления Росреестра от 16.03.2016 года усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N ни за кем на каком-либо праве не зарегистрирован.
Согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером N расположен в п. Солонцы и предназначен для комплексного жилищного строительства.
Разрешая при данных обстоятельствах исковые требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении исходя из того, что администрация Емельяновского района правомерно отказала истцу в предоставлении запрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
С указанными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться в виду следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в настоящее время предусмотрено главой V.1 Земельного кодекса, введенной Федеральным законом N 171-ФЗ от 23.06.2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 35 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", данный Закон вступает в силу с 1 марта 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Согласно ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими в период обращения истца за предоставлением земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" от 02.05.2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Учитывая то, что законодательством предусмотрен 30-дневный срок для рассмотрения заявлений граждан, ответ истцу по существу его обращения дан в установленные сроки, нарушений прав Общественной организации участников чеченский событий "Присяге верны" администрацией Емельяновского района не допущено.
Отказ администрации Емельяновского района по тем основаниям, что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом того, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного строительства - для комплексного жилищного строительства и предоставляется граждан исключительно путем проведения торгов судебная коллегия признает законным и обоснованным.
В связи с чем вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с истцом договор аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов является правильным.
Также судом правильно указано на то, что в настоящее время в силу действующего законодательства администрация Емельяновского района не обладает полномочиями по распоряжению и предоставлению в собственность земельных участков.
Как указывалось выше с 01.03.2015 года вступил в законную силу Федеральный закон от 23.06.2014 года N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 3.3 п. 2 Федерального закона РФ с 01.03.2015 года осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений.
Таким образом как верно указал суд первой инстанции полномочия по распоряжению и предоставлению в собственность спорного земельного участка в настоящее время входят в компетенцию администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района, который в свою очередь не является ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости и незаконности отказа в предоставлении запрашиваемого земельного участка без проведения торгов путем заключения договора, являются несостоятельными, поскольку порядок предоставления спорного земельного участка установлен вышеуказанными нормами закона.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отказал в отложении дела в связи с болезнью представителя, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе был рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 мая 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу МОО Железнодорожного района г. Красноярска участников чеченских событий "Присяге верны" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.