Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Сударьковой Е.В., Потехиной О.Б.
при секретаре Сакович Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Красноярского края к Удыгир УС о взыскании полученной социальной выплаты.
по апелляционной жалобе представителя Министерства сельского хозяйства Красноярского края Шорохова Л.Н.
на решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 07 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства Красноярского края к Удыгир УС о взыскании полученной социальной выплаты в размере 2 093 040 рублей отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к Удыгир УС о взыскании полученной социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы" Удыгир У.С. получила социальную выплату в размере 2 093 040 рублей. При выдаче свидетельства между Удыгир У.С., Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем участника программы, в связи с тем, что ответчиком нарушены существенные условия договора- не осуществлена регистрация права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты в течении двух лет с даты предоставления выплаты, просит взыскать сумму выплаченной социальной выплаты.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель министерства сельского хозяйства Красноярского края Шорохов Л.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, полагает, что ответчиком не представлено суду доказательств принятия всех допустимых мер по надлежащему исполнению условий трехстороннего договора об обеспечении жильем участника программы, чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, позволяющих освободить ее от ответственности по исполнению обязательства.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Министерства сельского хозяйства Красноярского края- Клещинской Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г., в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 336, "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" Основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы в том числе являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое Положение "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".
Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
Вышеуказанными нормами определены, как категория граждан, которым предоставляется в установленном порядке данная социальная выплата, так и регламентирован перечень оснований, на которые социальная выплата может быть направлена. Указанные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Государственным заказчиком-координатором программы выступило Министерство сельского хозяйства РФ. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2010 года: предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 года N 586-п Утверждена долгосрочная целевая программа "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы.
Одним из исполнителей мероприятий программы являлось Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.
Целью программы является улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, за счет предоставления государственной поддержки, направленной на обеспечение доступности при строительстве или приобретении жилья в сельской местности.
Задачами программы являются: создание системы по реализации мер государственной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности; создание условий для увеличения объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников на долевое финансирование строительства (приобретения) жилья в сельской местности для молодых семей и молодых специалистов.
В соответствии с подразделом 3 краевой Программы участниками программы являются:
-гражданин, являющийся членом молодой семьи, - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса, ветеринарии или социальной сферы в сельской местности, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
-молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на дату подачи заявления о включении его в список участников программы), имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, работающий или изъявивший желание работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий или изъявивший желание постоянно проживать в сельской местности, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющий жилья в той сельской местности, в которой гражданин работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (п.1).
Бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется путем предоставления, наряду с прочими, социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - социальная выплата) в порядке и на условиях, предусмотренных подразделом 3.3 настоящей программы (подпункт б п.7).
Субсидии и социальные выплаты, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 7 данного подраздела, могут быть направлены, наряду с прочим, на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую участник программы избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (подпункт б п.11).
В соответствии с подразделом 3.3 краевой Программы социальные выплаты молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предоставляются молодым семьям и молодым специалистам, соответствующим условиям пункта 1 подраздела 3.1 настоящей программы и имеющим собственные и (или) заемные средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты (далее - участник программы, имеющий собственные средства) (п.1).
При выдаче свидетельства Министерство, участник программы, имеющий собственные средства, и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем участника программы, имеющего собственные средства, с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
а) обязательство участника программы осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты не позднее чем в течение двух лет с даты предоставления социальной выплаты, а также обязательство о возврате социальной выплаты в случае неисполнения данного обязательства;
б) обязательство участника программы, имеющего собственные и (или) заемные средства, работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
в) право Министерства истребовать в судебном порядке от участника программы, имеющего собственные средства, предоставленную социальную выплату в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе участника программы, имеющего собственные средства (если другой член молодой семьи не работает в сельской местности), в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, а также в случае невыполнения участником программы обязанности в течение шести месяцев после увольнения с военной службы трудоустроиться к работодателю, с которым был вынужден расторгнуть трудовой договор в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (п.8).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции на основании заявления от "дата" года Удыгир У.С. включена в состав участников долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
"дата" года между Удыгир У.С., Министерством сельского хозяйства продовольственной политики Красноярского края (переименовано в Министерство сельского хозяйства Красноярского края 11.07.2014 года), МБУ "Комплексный цент социального обслуживания населения" заключен трехсторонний договора об обеспечении жильем участника программы.
Согласно п. 2.5.1 данного договора Удыгир У.С. обязуется осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты не позднее чем в течение двух лет с даты предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а в случае неисполнения данного обязательства вернуть социальную выплату Министерству.
"дата" Удыгир У.С. получено свидетельство "данные изъяты" о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 2 093 040 рублей, из которых выделено за счет средств федерального бюджета 569 772 рубля, за счет средств бюджета Красноярского края 1 523 268 рублей.
Платежными поручениями N "данные изъяты" от "дата" года, N "данные изъяты" от "дата" года социальная выплата перечислена на расчетный счет Удыгир У.С.
В связи с тем, что по истечению установленного п. 2.5.1 в договоре от "дата" года срока Удыгир У.С. не осуществила регистрацию право собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, Министерством сельского хозяйства Красноярского края направлено уведомление N "данные изъяты" от "дата" года с требованием в течение 30 дней с даты получения уведомления возвратить в доход краевого и федерального бюджета сумму социальной выплаты в размере 2 093 040 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для взыскания с Удыгир У.С. социальной выплаты, не имеется, поскольку социальная выплата представленная истцу в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" потрачена в соответствии с условиями договора, в рамках целей и задач целевой программы, не исполнение ответчиком требований п. 2.5.1 договора от "дата" года по осуществлению регистрации права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты не позднее двух лет с даты предоставления Удыгир У.С. произошло по не зависящим от нее обстоятельствам, о чем свидетельствует совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, которым у суда нет оснований не доверять.
В силу ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п.1 ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
По смыслу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Пунктом 12 указанного Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно материалам дела, "дата" года между Удыгир У.С. и "данные изъяты" заключен договор подряда на строительство панельного дома, общая стоимость договора составляет 622 852 рублей, расчет за строительные работы производится за счет социальной выплаты по Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
"дата" года между Удыгир У.С. и "данные изъяты" заключен договор на поставку строительных материалов N "данные изъяты" на сумму 1 702 748 рублей расчет за поставку производится за счет социальной выплаты по Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". Согласно акта приема-передачи договор N "данные изъяты" от "дата" года исполнен поставщиком "дата" года.
"дата" года между Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края и Ботул В.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" по адресу: "адрес", с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство.
"дата" Удыгир У.С. заключен договор с МП Эвенкийского муниципального района "Илимпийские электросети" об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты" по адресу: "адрес", "дата" г. выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям.
"дата" года и "дата" г. Удыгир У.С. в адрес директора МБУ "Комплексный центр социального обслуживания" и Министерства сельского хозяйства Красноярского края соответственно направлено заявление о продлении срока исполнения договора от "дата" года в связи с тем, что строительство дома не окончено, дом не подключен к электроэнергии, окончание строительства предполагается "данные изъяты" после установления столбов для энергоснабжения дома.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, длительность- более 2-х лет, строительства жилого дома ответчиком вызвана неблагоприятными погодными условиями местности, в которой проживает ответчик, относящейся к районам Крайнего Севера, в частности материал для постройки жилого дома, указанный в приложений к договору на поставку от "дата", поставлялся подрядчиком в период "дата" года, в связи с отсутствием в "дата" необходимого уровня воды для поставки товара речным транспортом, в связи с чем строительство жилого дома не было завершено к указанному в трехстороннем договоре от "дата" года сроку. В связи с не окончанием строительства жилого дома разрешение на ввод его в эксплуатацию на момент принятия решения не выдано, в связи с чем, в силу вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации регистрация права собственности на него невозможна.
Проанализировав федеральные и региональные правовые акты, определяющие условия получения и порядок расходования целевых денежных средств (социальной выплаты) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, сопоставив нормативные положения с фактическими условиями реализации денежных средств, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагает, что ответчиком не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012 - 2014 годы в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", поскольку она ответчик с семьей продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы ответчиком на строительство жилого дома, в связи с чем цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в данном случае ответчиком соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание решения суда, судебная коллегия во внимание не принимает как необоснованные, поскольку в них не приведено доказательств, опровергающих выводы суда, по существу они направлены на их переоценку, оснований для которой не имеется. Указанные доводы являлись предметом судебного разбирательства, судом исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства сельского хозяйства Красноярского края- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.