судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Анциферова АГ к администрации Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск
по апелляционной жалобе главы администрации Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края - Аверьянова А.П.
на решение Канского районного суда Красноярского края от 14 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Анциферова АГ удовлетворить.
Взыскать с администрации Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края в пользу Анциферова АГ денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 136733 рубля 39 копеек, судебные расходы за составление искового заявления 2500 рублей, расходы по оплате услуг представителя 2500 рублей. Всего взыскать 141733 (сто сорок одну тысячу семьсот тридцать три) рубля 39 копеек."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анциферов А.Г. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к администрации Мокрушинского сельсовета о взыскании с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск с учетом уточнения исковых требований в размере 136733,39 рубля, судебных расходов в размере 9000 рублей, в том числе за составление искового заявления 4000 рублей, за представительство в суде 4000 рублей, за оформление доверенности на представителя 1000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец с 15.03.2010г. занимал должность Главы сельсовета. 30.10.2015г. истец был уволен с занимаемой должности в связи с вступлением в должность вновь избранного Главы сельсовета, но у него остались дни отпуска. Полагает, что при увольнении ему должна была быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, но в ответ на письменное обращение истца, ответчиком было отказано в выплате компенсации, а также в предоставлении справки-расчета суммы компенсации.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края - Аверьянов А.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку осуществление полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления не является трудовыми отношениями, следовательно, положения ТК РФ не могут регулировать деятельность истца. Также указывает, что Законом Красноярского края от 26.06.2008г. N 6-1832 при прекращении полномочий выборного должностного лица пособия и компенсации, включая компенсацию за неиспользованный отпуск, не предусмотрены.
Проверив материалы дела, заслушав главу администрации Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края - Аверьянова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав Анциферова А.Г., выразившего согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
В соответствии с пп. 1.3 п. 1 ст. 57.2 Устава Мокрушинского сельсовета Канского района глава Мокрушинского сельсовета имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 52 календарных дня и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, предоставляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из дела, истец 15 марта 2010 года был избран главой Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края. 30 октября 2015 года полномочия Анциферова А.Г. были прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы Мокрушинского сельсовета.
Согласно информации, представленной главой Мокрушинского сельсовета Аверьяновым А.П., Анциферов А.Г. имеет 113 дней неиспользованного отпуска за период работы с 2011 по 2015 годы.
В связи с тем, что ему не оплачена компенсация за неиспользованные отпуска, Анциферов А.Г. обратился с иском в суд.
Удовлетворяя требования Анциферова А.Г. о взыскании компенсации за неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, суд со ссылкой на ст. ст. 124 и 127 ТК РФ, исходил из того, что при увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска. Поскольку истцом в период с 2011 по 2015 годы были использованы не все ежегодные отпуска, суд взыскал с ответчика денежную компенсацию в общей сумме 136733 рубля 39 копеек.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о праве истца на компенсацию за все неиспользованные отпуска.
Доводы жалобы представителя ответчика о том, что к спорным правоотношениям не применяются нормы ТК РФ, судебная коллегия считает не состоятельными в силу следующего.
Как следует из ч. 2 ст. 3, ст. 12, ч. 1 и 2 ст. 32, 130 и 131 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02 апреля 2002 года N 7-П выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление.
Часть 8 ст. 11 ТК РФ предусматривает перечень лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. К их числу не относятся главы муниципальных образований, избранные в установленном законом порядке. Статья 172 ТК РФ указывает на то, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Статьей 2 Закона Красноярского края от 26.06.2008 года N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" установлено, что уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, могут гарантироваться, в том числе отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска.
Статьей 57.2 Устава Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края лицу, замещающему муниципальную должность гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 52 календарных дня, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, предоставляемого в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, Законом Красноярского края и Уставом муниципального образования, в качестве гарантии выполнения функций, принятых на себя в связи с избранием на должность предусмотрено предоставление главе муниципального образования ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого значительно выше, чем предусмотрена нормами ТК РФ.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе, при исполнении государственных и общественных обязанностей.
Таким образом, статья 172 ТК РФ предусматривает дополнительные гарантии лицам, избранным в органы местного самоуправления, как-то ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительностью чем отпуск, предусмотренный нормами ТК РФ, право на пенсию за выслугу лет и особенности ее назначения и т.п.
Анализируя действующее законодательство, регулирующее порядок формирования органов местного самоуправления, порядок осуществления полномочий главы органа местного самоуправления, судебная коллегия считает, что отношения по осуществлению полномочий на выборной должности представляют собой одну из форм реализации гражданами Российской Федерации права на труд. Об этом свидетельствует в частности то обстоятельство, что денежное вознаграждение главы муниципального образования облагается налогом на доходы физических лиц, период исполнения полномочий на выборной должности включается в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, а также пенсии за выслугу лет, из денежного вознаграждения производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, главе муниципального образование гарантировано обязательное социальное страхование на случай причинения вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей. Соответственно к выполнению таких обязанностей должны применяться нормы ТК РФ с учетом особенностей установленных, для такого рода работников, специальным законодательством.
Выплата компенсации за неиспользованный отпуск предусмотрена в качестве гарантии для всех без исключения лиц, выполняющих обязанности с использованием личного труда, соответственно отсутствие общей гарантии в Уставе муниципального образования или Законе Красноярского края, не свидетельствует о том, что право на денежную компенсацию при прекращении полномочий не может быть реализовано, тем более, что выплата компенсации при увольнении (прекращении полномочий), есть ничто иное как оплата времени отдыха, не использованного в период осуществления полномочий, а не дополнительная компенсация. Более того, глава сельсовета одновременно исполняет полномочия главы администрации сельсовета - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, должность которого в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 27.12.2005 года N 17-4354 "О реестре должностей муниципальной службы" включена в реестр должностей муниципальной службы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно применены нормы ТК РФ, регулирующие спорные правоотношения.
Размер компенсации, а также количество дней неиспользованного отпуска сторонами не оспариваются.
В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ судом правомерно в пользу истца взысканы судебные расходы в размере 5000 руб. с учетом требований разумности.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются собранными по делу доказательствами, оценка которых дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Канского районного суда Красноярского края от 14 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Главы Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края Аверьянова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Сударькова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.