Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Дзыба З.И.,
при секретаре Куджевой М.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Карачаево-Черкесской Республики Мурадовой А.Ю.;
представителя административного истца Джантемирова М.С. - Русиной О.В.,
представителя административного ответчика - Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики Токова Т.А.;
представителя заинтересованного лица Тоторкулова А.Х.- Кубановой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Джантемирова Мурадина Султановича об изменении Постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2016 г., о возложении на Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики обязанности изложить в новой редакции п.1 Постановления от 12.08.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента РФ N 291 от 17.06.2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на 18 сентября 2016 г.
Тоторкулов А.Х. обратился с уведомительным письмом в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N16 Карачаево-Черкесская Республика - Карачаево-Черкесский одномандатный избирательный округ о выдвижении своей кандидатуры кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и с заявлением о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановлением избирательной комиссии КЧР от 12.08.2016 г. N80/697-5 Тоторкулову А.Х. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N16 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей и наличием счета в иностранном Банке.
Джантемиров М.С. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики об изменении Постановления от 12.08.2016 г., просил изложить п.1 резолютивной части Постановления в новой редакции, дополнительно указав в качестве отказа в регистрации кандидата в депутаты на сокрытие кандидатом сведений об имевшейся судимости, а также о признании более 5 % подписей избирателей недействительными в связи с отсутствием в подписных листах в нарушение ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ сведений о судимости Тоторкулова А.Х.
Заявленные требования обосновал тем, что в документах, поданных в Избирком КЧР, Тоторкулов А.Х. не указал об имевшейся у него судимости. Не содержали сведения о судимости и подписные листы кандидата, которые должны были быть признаны Избиркомом КЧР недействительными, в связи с чем ИК КЧР надлежало отказать Тоторкулову А.Х. в регистрации в качестве кандидата в том числе и по данным основаниям, отразив их в Постановлении. Тоторкулов А.Х. обжаловал Постановление Избиркома КЧР в ЦИК России, который, в связи с отсутствием в Постановлении указания на сокрытие Тоторкуловым А.Х. от Избиркома КЧР и избирателей сведений о судимости, может зарегистрировать указанного кандидата, что нарушит право истца как лица, баллотирующегося по тому же округу, на честные выборы.
В судебное заседание не явились Джантемиров М.С., просивший рассмотреть дело в его отсутствие, и Тоторкулов А.Х., надлежаще извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается судом в их отсутствии согласно ч.3 ст. 243 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Джантемирова М.С. - Русина О.В. поддержала административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении и в дополнительном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики Токов Т.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Тоторкулова А.Х. - Кубанова А.М. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что в нарушение статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление не содержит указаний, какие конкретно права административного истца нарушены, просила оставить иск без рассмотрения.
Участвующий в деле прокурор Мурадова А.Ю. полагала в удовлетворении требований отказать в связи с недоказанностью истцом, какие его права нарушены обжалуемым постановлением.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, представителя заинтересованного лица, прокурора, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
По смыслу статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе в праве использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации.
В соответствии с ч. 4 и п. 1 ч. 5 статьи 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства. Одновременно с уведомлением, указанным в части 4 статьи 41, в соответствующую окружную избирательную комиссию представляется заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичное требование содержится в п. 2.1. статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с данной нормой, указаны в подп. "е" п. 24 и подп. "б" п. 26 ст. 38 названного Закона в качестве основания отказа в регистрации кандидата и основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов соответственно.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, возложив на кандидатов в депутаты обязанность сообщить в заявлении о согласии баллотироваться на выборную должность сведения о судимости, установилфактически избирательный ценз (условия для получения и (или) осуществления избирательного права). При этом, необходимость указания сведений о судимости - это не ограничение избирательных прав, а установление предварительных условий для их получения. Так, судимость имеет правовое значение в рамках избирательного права. Наличие когда-либо имевшейся судимости, снятой (неснятой), погашенной (непогашенной) у кандидата в депутаты порождает определенные публично-правовые обязанности у данного лица и других участников избирательного процесса. Сведения о судимости, как сведения биографического характера влияют на процесс объективного и полного информирования избирателей о баллотирующихся кандидатах, поскольку влияют на репутацию кандидата. В связи с чем п. 58 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" связывает понятия сведений о судимости с фактом осуждения, которое когда-либо имело место быть.
Установлено, что 07.07.2016 г. Тоторкулов А.Х. обратился с уведомительным письмом в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N16 Карачаево-Черкесская Республика - Карачаево-Черкесский одномандатный избирательный округ о выдвижении своей кандидатуры кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. О себе сообщил следующие сведения: дату рождения, адрес места жительства.
Одновременно Тоторкулов А.Х. обратился с заявлением в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N16 о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, указав о себе следующие сведения: дату и место рождения, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, ИНН, гражданство, профессиональное образование, основное место работы или службы, занимаемую должность/ род занятий.
02.08.2016 г. Тоторкулов А.Х. обратился с уведомлением в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N16 о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В силу п. 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сведения о судимости кандидата - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Согласно п. 2.1. статьи 33, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В заявлении, поданном в Избирательную комиссию КЧР, Тоторкулов А.Х. не указал об имевшейся у него судимости, ее снятии или погашении.
18.07.2016 г. в Избирком КЧР поступило письмо Информационного центра МВД по КЧР от 15.07.2016 г. N 18/3393, согласно которого в отношении Тоторкулова А.Х. ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве и ИЦ ГУ МВД России по Московской области располагает следующими сведениями: 23.03.2001 г. он был осужден Зюзинским районным судом г. Москвы по ст. 222 ч.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Приговор вступил в законную силу 17.05.2001 г. По определению судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 13.06.2002 г. приговор от 23.03.2001 г. отменен и дело направлено на новое рассмотрение. По постановлению Зюзинского районного суда г. Москвы от 21.10.2003 г. уголовное дело прекращено по ст. 26 УК РФ в связи с изменением обстановки.
25.07.2016 г. в Избирком КЧР поступила справка ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве от 30.03.2016 г., согласно которой сведения о судимости Тоторкулова А.Х. на территории РФ не имеются. Имеются сведения о факте уголовного преследования/прекращении уголовного преследования: с 25.08.2000 г. осуществлялось уголовное преследование по ч.1 ст. 222 УК РФ, 21.10.2003 г. уголовное преследование прекращено по постановлению Зюзинского районного суда г. Москвы на основании ст. 26 УПК РФ.
Как следует из исследованного в процессе судебного разбирательства приговора Зюзинского районного суда г. Москвы от 23.03.2001 г., оставленного без изменения определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 17.05.2001 г. и постановлением президиума Московского городского суда от 28.03.2002 г., Тоторкулов А.Х. был осужден по ч.1 ст. 222 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года за незаконное приобретение, хранение взрывчатых веществ - заряда пластичного бризантного взрывчатого вещества ПВВ-5А промышленного изготовления на основе индивидуального бризантного взрывчатого вещества гексогена общим весом 373, 4 грамма.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2002 г. приговор Зюзинского районного суда г. Москвы от 23.03.2001 г., определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 17.05.2001 г. и постановление президиума Московского городского суда от 28.03.2002 г. в отношении Тоторкулова А.Х. отменены, дело направлено на новое судебное рассмотрение.
Из постановления Зюзинского районного суда г. Москвы от 21.10.2003 г. следует, что условное наказание по приговору от 23.03.2001 г. Тоторкулов А.Х. отбыл, раскаялся в содеянном, проявил себя с положительной стороны, поэтому перестал быть общественно опасным лицом, а его вышеуказанное деяние перестало быть общественно опасным и он может быть освобожден от уголовной ответственности по ст. 77 УК РФ. Суд прекратил уголовное дело в отношении Тоторкулова А.Х. в связи с изменением обстановки.
Согласно ст. 77 УК РФ (утратила силу - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ) лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.
Проанализировав вышеназванные судебные акты, суд приходит к выводу о том, что Тоторкуловым А.Х. было совершено преступление, за совершение которого он был осужден в 2001 году, полностью отбыл условное наказание, в последующем приговор о привлечении к уголовной ответственности был отменен, но уголовное дело в отношении него было прекращено в связи с изменением обстановки, т.е. не по реабилитирующим основаниям, а потому он обязан был указать в заявлении о согласии баллотироваться об имевшейся у него в прошлом судимости, как то требуют положения п. 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 1 части 5 статьи 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Ссылаясь на необоснованность заявленных требований, представитель Тоторкулова А.Х. Кубанова А.М. полагает, что и Избирком КЧР, и суд должны учитывать только сведения справки ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве от 30.03.2016 г., согласно которой сведений о судимости Тоторкулова А.Х. на территории РФ не имеется.
Между тем, данные доводы противоречат представленным суду доказательствам, а также положениям Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом учитывается и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в определении от 10.03.2016 N 450-О.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, " ... наличие у кандидата судимости само по себе не является препятствием к реализации его пассивного избирательного права, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако, сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в его регистрации, для его исключения из заверенного списка кандидатов (подпункт "е" пункта 24 и подпункт "б" пункта 26 статьи 38 данного Федерального закона), а также для отмены его регистрации судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (подпункт "з" пункта 7 статьи 76 данного Федерального закона). Оперируя в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понятием "сведения о судимости кандидата", федеральный законодатель определяет их как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (подпункт 58 статьи 2), а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1 статьи 33).Федеральный законодатель, таким образом, с учетом системного изменения условий реализации пассивного избирательного права предусмотрел в оспариваемых законоположениях требование к кандидату представлять сведения о судимости вне зависимости от ее погашения или снятия. Это согласуется и с внесенным Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 194-ФЗ в часть шестую статьи 86 УК Российской Федерации дополнением о том, что погашение или снятие судимости аннулирует не все правовые последствия, связанные с судимостью, а только предусмотренные данным Кодексом. ... за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. Согласно части второй статьи 86 УК Российской Федерации лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым; освобождение от наказания возможно, в частности, в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78), в связи с изменением обстановки (статья 80.1), в связи с болезнью (статья 81), вследствие акта об амнистии (статья 84), в случае применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему (статья 92). Однако поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права".
Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Между тем, сведения о судимости не были указаны Тоторкуловым А.Х. не только в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты, но и в подписных листах, представленных им в Избирком КЧР, тогда как в соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ, в случае, если у кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе дополнительно указываются сведения о судимости кандидата.
Неуказание кандидатом сведений о судимости имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата. Отсутствие сведений о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом.
Указание в подписных листах требуемых законом сведений - обязанность кандидата, невыполнение которой является основанием для отказа в его регистрации.
Судом установлено, что подписные листы, представленные Тоторкуловым А.Х. в Избирком КЧР, являются недействительными, поскольку не содержат сведений о наличии судимости.
Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата (пункт 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В силу положений подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к названному Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 этого же Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Аналогичные требования содержатся в ч.4 ст.45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ.
В соответствии с п. 9 ч. 15 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ, недействительными признаются в том числе: все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 3 и 4 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частями 3, 4 и 5 статьи 45 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 19 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ, если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частями 7 и 18 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат не регистрируется.
Изучив доказательства по существу возникшего спора, суд приходит к выводу о том, что у Избиркома КЧР в ходе проведенной им проверки сведений о кандидате в депутаты имелись достаточные сведения о наличии у Тоторкулова А.Х. судимости и о неуказании им данных сведений ни в представленном им заявлении, ни в подписных листах. В связи с этим, Избирком КЧР обязан был расценить указанные обстоятельства как основание для применения части 4 статьи 45, п. 9 ч. 15 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ и признать недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом Тоторкуловым А.Х. подписных листах, соответственно принять решение об отказе в его регистрации, в том числе по основаниям сокрытия кандидатом сведений об имевшейся судимости, по признанию более 5 % подписей избирателей недействительными в связи с отсутствием в подписных листах в нарушение ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ сведений о судимости Тоторкулова А.Х.
Однако как следует из текста постановления Избирательной комиссии КЧР от 12.08.2016 года N 80/697-5, указанные обстоятельства не были приняты Избирательной комиссией в качестве основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы РФ Тоторкулова А.Х. То есть, фактически Избирательной комиссией было принято решение об отсутствии такого основания для отказа в регистрации.
То обстоятельство, что в мотивировочной части Постановления Избиркома КЧР указано, что при принятии решения об отказе в регистрации Избирком руководствовался, в том числе, п.п.9 п.7 ст. 51 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-Ф, не указав в резолютивной части постановления, что в регистрации отказано и за сокрытие кандидатом сведений об имевшейся судимости, а также на недействительность подписей, вышеизложенные выводы суда не опровергает.
Так, в частности, Избирательная комиссия КЧР признала недостоверными подписи избирателей в соответствии с п.14 ст.49 ФЗ, тогда как не внесение в подписные листы сведений о судимости в силу п.п.9 п.15 ст.49 данного закона влечет недействительность подписей избирателей.
В соответствии с положениями ч.1 ст.3, ч.1 ст.5 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Суд полагает, что не указание кандидатом своей судимости имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата. Отсутствие сведений о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны, нарушает принцип равенства всех участников избирательной кампании перед законом, в том числе и административного истца - зарегистрированного кандидата в депутаты Джантемирова М.С.
Отсутствие законного решения уполномоченного органа по данным обстоятельствам вводит в заблуждение избирателей, ставит под сомнение решение избирательной комиссии по существу вопроса.
Пунктом 10 ст. 239 КАС РФ кандидату, зарегистрированному по тому же избирательному округу, по которому зарегистрирован кандидат, которому отказано в регистрации, предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации другого кандидата.
В связи с вышеизложенным, нельзя признать обоснованным и довод прокурора о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием нарушенного права административного истца.
Более того, ст.ст. 242, 194 КАС РФ такого основания для прекращения производства по делу не содержат. Указание в пункте 6 ч.2 ст.242 КАС РФ на установление судом не соответствия требованиям, установленным частью 16 ст. 239 КАС РФ, как на основание прекращения производства по делу к административному истцу как кандидату в депутаты не относится, так как данная норма устанавливает право избирателя на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке.
Как установлено в процессе судебного разбирательства кандидат Тоторкулов А.Х. не указал в заявлении о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о судимости, а именно не сообщил, что когда-либо был осужден в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Избирком КЧР, отказывая Тоторкулову А.Х. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N16 в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей и наличием счета в иностранном Банке, обязан был также указать сведения о сокрытии им сведений об имевшейся судимости, которые должны были быть представлены Тоторкуловым А.Х. в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-Ф, а также о признании более 5 % подписей избирателей недействительными в связи с отсутствием в подписных листах в нарушение ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сведений о судимости Тоторкулова А.Х.
Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения и не всегда совпадать с положениями УК РФ, что не запрещается статьей 3 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 г. в г. Риме, предусматривающей обязательность проведения с разумной периодичностью свободных выборов путем "данные изъяты" голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти, и не содержащей иных предписаний.
Требуемая истинность информации о кандидате позволяет избирателям сделать обдуманный выбор на основании полной и точной информации, представленной в подписном листе. Эти требования были пропорциональны ограничениям права участвовать в выборах в качестве кандидата и необходимы в демократическом обществе для обеспечения свободного волеизъявления избирателей. Законность выборов усиливается санкциями за нарушения закона о выборах, такими как отказ в регистрации кандидата или отмена регистрации.
В рассматриваемом случае отказ в регистрации кандидату Тоторкулову А.Х. должен отражать не только основания к отказу, указанные Избиркомом КЧР, но и основания к отказу, предусмотренные п.п.7,9 ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ. Это не нарушает право Тоторкулова А.Х. участвовать в выборах в качестве кандидата, поскольку является результатом невыполнения самим заявителем требований законодательства о выборах.
Согласно ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанное решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, признает постановление Избиркома КЧР по признанию отсутствующими оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ Тоторкулова А.Х. сокрытия сведений о судимости и недостаточное количество действительных подписей избирателей незаконным в данной части. Для восстановления нарушенных прав суд полагает необходимым обязать избирательную комиссию внести соответствующие изменения в оспариваемое постановление.
Административным истцом заявлено об обращении решения к немедленному исполнению в связи с проводимой избирательной кампанией, а также в связи с рассмотрением жалобы Тоторкулова А.Х. на оспариваемое постановление Центральной избирательной комиссией России.
Частью 6 ст.244 КАС РФ установлен запрет на обращение к немедленному исполнению решения суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата. Такое решение судом не принимается, в связи с чем указанная норма не подлежит применению при разрешении вопроса о немедленном обращении решения к исполнению.
В силу ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам суд по просьбе административного истца может обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
С учетом характера спора, а также наличия в производстве ЦИК РФ жалобы заинтересованного лица Тоторкулова А.Х. на постановление Избиркома КЧР об отказе в регистрации кандидата, возможности рассмотрения жалобы без учета данного решения, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 239- 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2016 N80/697-5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Карачаево-Черкесская Республика - Карачаево-Черкесский одномандатный округ N 16" признать недействительным в части признания отсутствующими оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ Тоторкулова А.Х. фактов сокрытия сведений о судимости и недостаточности количества действительных подписей избирателей.
Обязать Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики дополнить пункт 1 Постановления от 12.08.2016 N80/697-5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Карачаево-Черкесская Республика - Карачаево-Черкесский одномандатный округ N 16", указав после слов "наличием счета в иностранном банке", через запятую слова: "сокрытие кандидатом сведений об имевшейся судимости, признание более 5 % подписей избирателей недействительными в связи с отсутствием в подписных листах сведений о судимости Тоторкулова А.Х.".
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ в течение 5 дней со дня принятия.
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики З.И. Дзыба
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.