Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Мамаевой Н.А., Едигаревой Т.А.,
при секретаре Прозоровой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе министерства финансов Кировской области на решение Слободского районного суда Кировской области от 25 мая 2016 года, с учетом определения суда об устранении описки от 14.06.2016, которым с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Пентиной О.В. взысканы денежные средства в счет возмещения расходов на оплату услуг по отоплению и электроснабжению за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" В удовлетворении исковых требований, предъявленных прокурором в интересах Пентиной О.В. к муниципальному образованию "Слободской муниципальный район Кировской области" в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании денежных средств отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Мамаевой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Пентиной О.В. с иском к Министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию "Слободской муниципальный район Кировской области" указав, что Пентина О.В. является с "дата" медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности. За период с "дата" по "дата" за счет своих средств ею оплачены услуги по отоплению и освещению на сумму "данные изъяты"., частичная компенсация, выплаченная истцу, составила "данные изъяты". Разница между понесенными расходами по оплате жилья и компенсацией составила "данные изъяты". В соответствии с действующим законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ, того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Прокурор просил взыскать с ответчиков солидарно в пользу Пентиной О.В. понесенные расходы на оплату коммунальных услуг в размере "данные изъяты"
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство финансов Кировской области ставит вопрос об отмене решения, приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск. Указано, что в соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО истцу выплачивалась частичная компенсация за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение ежемесячно, т.о. обязательства субъекта РФ перед истцом выполнены в полном объеме. Компенсация расходов по оплате коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В возражениях на жалобу помощник межрайонного прокурора, представитель администрации Слободского района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 года N 5487-1, в редакции действовавшей до 01.01.2005, года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Как следует из ст. 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Как указано выше, действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые до 31.12.2004 года были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что Пентина О.В. с "дата" работает в КОГКУЗ "Слободская центральная районная больница им. академика А.Н. Бакулева" в должности "данные изъяты", зарегистрирована и проживает в "адрес"
За 2014-2015 г.г. документально подтвержденные затраты, понесенные истцом на оплату коммунальных услуг в виде отопления и электроснабжения составили, с учетом выплаченной компенсации в размере "данные изъяты"., "данные изъяты"
Размер требуемой истцом к взысканию разницы между фактически понесенными затратами и выплаченной ей компенсацией, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Факт пользования истцом льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещениемдо 01 января 2005 года установлен вступившими в законную силу судебными постановлениями, представленными в материалы дела и не подлежит доказыванию вновь в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ. (решение мирового судьи судебного участка N 38 Слободского судебного района Кировской области от 15.12.2014, апелляционное определение Слободского районного суда Кировской области от 02.02.2015)
Оценив представленные доказательства, верно применив нормы материального права, суд пришел к законному и обоснованному выводу о возложении обязанности компенсировать Пентиной О.В., как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг за указанный период на министерство финансов Кировской области, которое является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Слободского районного суда Кировской области от 25 мая 2016 года с учетом определения суда об устранении описки от 14.06.2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.