Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Черниковой О.Ф., Баталовой С.В.,
с участием прокурора Русановой О.А.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 августа 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение Нолинского районного суда Кировской области от 09 июня 2016 года, которым постановлено:
иск прокурора Сунского района в интересах Лущиковой Л.В. удовлетворить.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Лущиковой Л.В. расходы, понесённые ею на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с "дата" по "дата", в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сунского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Лущиковой Л.В. к Министерству финансов Кировской области о возмещении расходов по оплате жилого помещения, понесенных медицинским работником, указав, что Лущикова Л.В. до 01.01.2005 проживала в сельской местности, работала медицинским работником и пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. В настоящее время Лущикова Л.В. проживает в пгт Суна и работает на должности "данные изъяты" в КОГБУЗ "данные изъяты", однако с 01.01.2005 ей выплачивается только частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, что нарушает ее социальные права как медицинского работника. В период с "дата" по "дата" затраты, понесенные Лущиковой Л.В. на оплату коммунальных услуг, составили "данные изъяты" руб., а частичная компенсация коммунальных платежей Лущиковой Л.В. за счет средств областного бюджета составила "данные изъяты" руб. С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с Министерства финансов Кировской области в пользу Лущиковой Л.В. расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с "дата" по "дата" в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением не согласен представитель Министерства финансов Кировской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что в Законе Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещений, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, следовательно, обязательства субъекта РФ - Кировской области - перед ней выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Обращает внимание, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005. Факт пользования указанными льготами должен быть подтвержден допустимыми доказательствами. Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 01.01.2005, при недостаточности собственных доходов на уровне субъекта РФ льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Сунского района Кировской области Д.Г. Яковенко, указывая на законность и обоснованность решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Русанова О.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Русановой О.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ст. 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Размер частичной компенсации в Кировской области составил с "дата" по "дата" - "данные изъяты" рублей в месяц, с "дата" по "дата" - 561 рубль в месяц, с "дата" по "дата" - 628 рублей в месяц.
Вместе с тем в преамбуле ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 153 указанного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Из материалов дела следует, что Лущикова Л.В. проживает в поселке городского типа "адрес" и с "дата" по настоящее время работает на медицинских должностях "адрес" больницы (ныне КОГБУЗ "данные изъяты", учредителем которого является Кировская область).
Тот факт, что Лущикова Л.В. до 01.01.2005 пользовалась льготой по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, подтвержден допустимыми и относимыми доказательствами, в том числе платёжной ведомостью за "дата" о выдаче медицинским работникам Сунской ЦРБ платы за коммунальные услуги (л.д. 34-35), а также справкой КОГБУЗ "данные изъяты" от "дата" N (л.д. 30), вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N N "адрес" от "дата", которым с администрации "адрес" муниципального района Кировской области за счет казны муниципального образования " "адрес"" в пользу Лущиковой Л.В. была взыскана компенсация расходов за отопление и электроснабжение за период с "дата" по "дата" (л.д. 50-51).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возложении на Министерство финансов Кировской области обязанности за счет казны субъекта РФ "Кировская область" компенсировать Лущиковой Л.В. как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в селе, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг.
Расчёт и размер понесенных Лущиковой Л.В. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в жалобе не оспаривается.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Таким образом, решение отмене или изменению не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нолинского районного суда Кировской области от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.