Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стёксова В.И.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Калабиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" к Избирательной комиссии Кировской области о признании незаконным постановления N 201/1540 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт",
установил:
Постановлением Законодательного Собрания Кировской области от
16 июня 2016 года N 58/187 "О назначении даты выборов в Законодательное Собрание Кировской области шестого созыва" на 18 сентября 2016 года назначены выборы в Законодательное Собрание Кировской области шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области N182/1405 от 08 июля 2016 года заверен областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Кировское региональное отделение Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт".
03 августа 2016 года уполномоченным представителем Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" были представлены документы для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, в том числе собранные в поддержку выдвижения областного списка кандидатов подписи избирателей.
12 августа 2016 года Избирательной комиссией Кировской области вынесено постановление N 201/1540 об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт".
Седельников А.И., являющийся кандидатом, включенным в областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутый Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании вышеназванного постановления Избирательной комиссии Кировской области незаконным, нарушающим его избирательные права. Полагает, что допущенные избирателями вследствие человеческого фактора и неидеальных условий сбора подписей небрежности и ошибки при заполнении подписных листов, не должны являться основанием для признания подписей недействительными.
Кировское региональное отделение Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" также обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Избирательной комиссии Кировской области N 201/1540 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого данным избирательным объединением, ввиду несогласия с признанием недостоверными (недействительными) 235 подписей избирателей, что составляет 21,5 % от общего количества подписей, подлежащих проверке. В обоснование указано, что в ходе проверки подписей избирателей экспертом-криминалистом была нарушена методика проведения почерковедческой экспертизы, для которой требуется текст, написанный с определенным количеством знаков. По мнению административного истца, выводы эксперта, сделанные на основании сравнения в написании даты и подписи избирателя, носят сугубо субъективный характер. УМВД по Кировской области указано на 132 замечания, из которых только 28 не вызывают сомнений в их обоснованности для признания подписей избирателей недействительными. Остальные 104 замечания не имеют существенного значения, являются описками, допущенными сборщиками подписей вследствие человеческого фактора. Также необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными 24 подписи избирателей по мотиву имеющихся неоговоренных исправлений, поскольку данные подписи либо не имеют каких-либо помарок, либо имеют помарки не носящие существенного характера, а следовательно, не требующие специальной оговорки. Таким образом, количество недействительных подписей составляет всего лишь 58, то есть 5,3 % от числа проверенных. Избирательная комиссия, используя формальные причины для признания подписей реальных людей недействительными, тем самым нарушает гарантию права избирать и быть избранным целого слоя населения Кировской области.
С учетом дополнения исковых требований, Кировское региональное отделение Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" просит признать незаконным постановление Избирательной комиссии Кировской области N 201/1540 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого данным избирательным объединением; обязать избирательную комиссию рассмотреть вопрос о регистрации указанного областного списка кандидатов и зарегистрировать областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутый Кировским региональным отделением Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт".
Определением Кировского областного суда от 29 августа 2016 года административные дела по административным исковым заявлениям Седельникова А.И. и Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Определением Кировского областного суда от 31 августа 2016 года производство по административному делу в части административного иска, заявленного Седельниковым А.И., прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 и пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании первый секретарь Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" Туруло В.Н. изложенное в иске избирательного объединения поддержал, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии Кировской области Непочатов В.В. исковые требования не признал, в их удовлетворении просит отказать, указывая на то, что оспариваемое решение комиссии является законным и обоснованным. Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявил о применении последствий пропуска административным истцом срока на обращение в суд.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Из положений пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что жалоба на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), а также административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Данный срок восстановлению не подлежит (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Представителем Избирательной комиссии Кировской области заявлено о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, со ссылкой на положения статьи 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Полагает, что последним днем для обжалования решения избирательной комиссии является 21 августа 2016 года.
Между тем, необходимо учитывать, что статьей 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 92 и 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исчисляя срок в соответствии со статьями 92 и 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, последним днем подачи в суд административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации списка кандидатов, является 22 августа 2016 года, когда фактически и было подано заявление Кировским региональным отделением Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт".
Таким образом, срок на подачу настоящего административного иска избирательным объединением не пропущен.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и части 1 статьи 33 Закона Кировской области от 24.11.2005 N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указано, что Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Частью 4 статьи 32 Закона Кировской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" установлено, что проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица. Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должен извещаться о соответствующей жеребьевке и проверке. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, части 5 статьи 32 Закона Кировской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата, если иное не установлено федеральным законом.
Частью 14 статьи 32 Закона Кировской области от 24.11.2005 N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области" также закреплено, что если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, списка кандидатов не производится.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым подписи могут быть признаны недействительными.
Аналогичные положения закреплены частями 8 и 9 статьи 32 Закона Кировской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области".
Из материалов дела усматривается, что уполномоченным представителем Кировского регионального отделения Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" 03 августа 2016 года в областную избирательную комиссию представлены подписные листы в количестве 681, содержащие 6022 подписей избирателей, из которых рабочей группой избирательной комиссии проверены 1095 подписей избирателей (20% подписей избирателей от необходимого для регистрации областного списка кандидатов количества подписей), находящихся в папке N 2 (1-110 листы) и в папке N 6 (1-3 листы), определенных в результате случайной выборки (жребия) подписных листов.
Случайная выборка подписных листов проходила 03 августа 2016 года, уполномоченный представитель избирательного объединения Р. присутствовала при ее проведении, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе, а также не оспаривалось ею в судебном заседании.
Согласно итоговому протоколу от 08 августа 2016 года, составленному по результатам проверки подписных листов, 235 подписей (или 21,5 %) от общего количества отобранных для проверки подписей избирателей признаны недействительными (недостоверными) по различным основаниям, предусмотренным пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Количество достоверных подписей составило 860 (л.д. 139-141).
В частности, основаниями для признания подписей недействительными (недостоверными) явилось следующее:
- 115 подписей избирателей признаны недействительными, поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности (подпункт "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 60 подписей избирателей признаны недействительными, так как дата внесения подписи избирателя проставлена несобственноручно (подпункт "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 2 подписи избирателей признаны недействительными на том основании, что сведения об избирателе внесены не самим избирателем, ставящим подпись, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (подпункт "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 10 подписей избирателей признаны недействительными, так как имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (подпункт "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 5 подписей избирателей признаны недействительными ввиду наличия неоговоренных исправлений в дате внесения подписи (подпункт "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 6 подписей избирателей признаны недействительными, поскольку установлены подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов (подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 2 подписи избирателей признаны недействительными, так как выявлены повторяющиеся подписи одних и тех же избирателей (нарушение пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 10 подписей избирателей признаны недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям Федерального закона N 67-ФЗ (подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 3 подписи избирателей признаны недействительными из-за того, что подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей (подпункт "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 20 подписей избирателей признаны недействительными из-за наличия неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 1 подпись избирателя признана недействительной, так как выполнена лицом, не обладающим активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (подпункт "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ);
- 6 подписей избирателей признаны недействительными на том основании, что не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Арифметическое сложение подписей, признанных избирательной комиссией недействительными по вышеуказанным основаниям, выявило, что общее количество недействительных подписей избирателей составляет 240 таких подписей, а не 235, как это указано в итоговом протоколе.
Судом проверены первичные документы (подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, находящиеся в папках N 2 и N 6, ведомости проверки подписных листов в количестве 6 штук (л.д. 86-96), справки из Управления по вопросам миграции УМВД России по Кировской области N и N от 04 августа 2016 года (л.д. 99-115), письмо из Управления опеки и попечительства администрации г. Кирова N от 08 августа 2016 года (л.д. 98), и установлено следующее.
Ведомости проверки подписных листов членами рабочей группы содержат информацию о причинах признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а также сведения о номере папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Данные сведения изложены судом в виде следующей формулы: номер папки - номер подписного листа - номер строки в подписном листе.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Пункт 6.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
Исследовав подлинники подписных листов, находящихся в папках N 2 и N 6, и, сопоставив их с ведомостями, составленными рабочей группой избирательной комиссии по результатам проверки подписных листов избирательного объединения (л.д. с 86 по 93), суд находит обоснованным признание недействительными восьми подписей избирателей (2-61-9, 2-8-2, 2-25-6, 2-31-7, 2-56-1, 2-2-9, 2-8-3, 2-102-7), в связи с наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе.
Доводы административного истца о том, что такое написание является особенностью почерка, небрежностью, что не препятствует однозначному восприятию написанного, не принимаются судом во внимание.
Федеральным законодателем оговорка об однозначном восприятии сделана только в отношении имеющихся в сведениях об избирателях, содержащихся в подписных листах, сокращений слов и дат (пункт 5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Никаких иных указаний, в частности, на то, что неоговоренные исправления и допущенные помарки могут служить основанием для признания подписей недействительными лишь в случае, если такие исправления искажают смысл сведений и препятствуют их однозначному восприятию, закон не содержит, предполагая необходимость специальной оговорки любых исправлений. Иной подход нарушал бы принцип равенства кандидатов, позволяющий одному из избирательных объединений, выдвигающих список кандидатов, не соблюдать требования закона, предусматривающего право внесения исправлений с соблюдением специальных оговорок.
Вместе с тем, суд не может согласиться с отнесением к недействительным подписей избирателей Ш.Л., Н., Ч.Т., В.Л ... (2-102-5, 2-56-6, 2-71-2, 2-87-8), поскольку исправления в них оговорены либо отсутствуют. При этом суд исходит из того, что действующее законодательство не предусматривает какого-либо конкретного способа внесения исправлений в подписные листы.
На основании подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями.
По итогам проверки подписных листов избирательной комиссией выявлено пять подписей избирателей, содержащих исправления в датах их внесения в подписной лист (2-6-1, 2-23-8, 2-24-4, 2-43-1, 2-94-7).
Исследуя указанные подписи избирателей, суд находит обоснованным вывод избирательной комиссии о том, что недействительными должны быть признаны все пять подписей избирателей, поскольку наличие неоговоренных исправлений в датах внесения указанных подписей избирателей в подписные листы определяется визуально.
Согласно подпункту "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов.
Поскольку 6 подписей избирателей (6-1-4, 2-32-2, 2-91-10, 2-5-4, 2-14-4, 2-51-6), представленных в поддержку списка кандидатов, собраны с нарушением требований действующего законодательства, вне периода сбора подписей, что нашло подтверждение в ходе исследования подписных листов, избирательная комиссия обоснованно признала их недействительными.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Из подписного листа N 29 в папке N 2 усматривается, что подписи избирателей З., А.Е., М. (2-29-6, 2-29-7, 2-29-8) в поддержку выдвижения списка кандидатов внесены в подписной лист 30 июля 2016 года, однако, сам подписной лист заверен сборщиком подписей 28 июля 2016 года, то есть ранее внесения подписей избирателей. Соответственно все 3 подписи указанных избирателей в подписном листе обоснованно признаны недействительными на основании подпункта "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В силу пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель вправе поставить подпись в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов только один раз.
В нарушение данного требования установлено, что избиратели А.В. и А.А. поставили свои подписи в поддержку списка кандидатов, выдвинутого Кировским региональным отделением Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт", дважды в разных подписных листах (2-14-6, 2-14-7 и 2-20-6, 2-20-7), соответственно, две подписи являются недействительными.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В пункте 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 4.1 к данному Федеральному закону.
Анализ избирательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренных федеральным законодательством, то есть содержатся в подписном листе такие сведения не в полном объеме.
Как следует из приложения 4.1 к Федеральному закону N 67-ФЗ, в подписном листе, наряду с иными обязательными реквизитами указывается номер специального избирательного счета.
В нарушение данного требования в подписном листе N 38, находящемся в папке N 2 номер специального избирательного счета не указан, в связи с чем все 10 подписей избирателей в данном подписном листе правомерно признаны избирательной комиссией недействительными.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Анализ подписных листов показал, что в подписном листе N 99 в папке N 2 не указана дата заверения подписного листа Д., осуществлявшим сбор подписей избирателей, в связи с чем 8 из 10 подписей избирателей, имеющихся в данном подписном листе, являются недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, другие две подписи были учтены как недействительные по другому основанию.
Кроме того, 20 подписей избирателей в подписных листах N 21 и 52, содержащихся в папке N 2, являются недействительными, ввиду наличия неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
В силу подпункта "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Конституция Российской Федерации, признавая в статье 32 (часть 2) право граждан избирать и быть избранными, в части 3 той же статьи устанавливает, что указанного права - как активного, так и пассивного, не имеют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Как следует из письма Управления опеки и попечительства администрации г. Кирова N от 08 августа 2016 года, Ч., "дата" года рождения, проживающий по адресу: "адрес", решением "данные изъяты" районного суда г. Кирова от 25 февраля 2011 года признан недееспособным.
Ввиду изложенного избирательная комиссия обоснованно признала подпись Ч. (2-71-1) недействительной по данному основанию.
Таким образом, по результатам проверки подписных листов членами рабочей группы избирательной комиссии обоснованно признано недействительными 63 подписи избирателя.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 62 подписи избирателей признаны недействительными на основании заключения эксперта отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ УМВД по Кировской области В. В частности, на основании заключения эксперта в отношении 60 подписей избирателей установлено, что дата их внесения проставлена избирателем несобственноручно, еще в отношении двух подписей установлено, что сведения об избирателе внесены не самим избирателем, ставящим подпись и не лицом, осуществлявшим сбор подписей.
Согласно подпунктам "е" и "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, а также подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Привлечение экспертов к работе по проверке подписей избирателей предусмотрено как Федеральным законом, так и соответствующим законом Кировской области. При этом пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Оснований сомневаться в объективности эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт В. была привлечена к проверке в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, имеет необходимые специальные знания и опыт работы, будучи допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля подтвердила свои выводы, изложенные в ведомости проверки подписных листов.
Доводы административного истца о том, что ведомость проверки подписных листов без соответствующего сопроводительного письма к ней нельзя признать допустимым доказательством, подлежат отклонению, поскольку, как было установлено в судебном заседании, проверка осуществлялась экспертом в избирательной комиссии, результаты проверки также были оформлены непосредственно на месте, в связи с чем составления отдельного сопроводительного письма к заключению эксперта не требовалось.
Вместе с тем, суд считает необходимым исключить три подписи избирателей из общего числа подписей, признанных недействительными на основании заключения эксперта. Согласно ведомости проверки подписных листов, составленной экспертом, из подписей А.В. и А.А. (2-14-6 и 2-14-7) эксперт признал недействительной только одну, не конкретизируя какую именно. Аналогичным образом, без конкретизации, признаны недействительными две подписи избирателей из подписей Б., К. и Ш. (2-99-4, 2-99-6, 2-99-8). Однако указанные подписи также были учтены как недействительные по другим основаниям, выявленным при проверке подписных листов рабочей группой.
Таким образом, на основании заключения эксперта недействительными следует признать 59 подписей избирателей.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно справкам N и N от 04 августа 2016 года, представленным Управлением по вопросам миграции УМВД России по Кировской области, в отношении 132 граждан, указанных в приложении к запросам Избирательной комиссии Кировской области, выявлено несоответствие сведений учетным данным Управления.
Сопоставив сведения об избирателях в подписных листах с информацией, представленной Управлением по вопросам миграции УМВД России по Кировской области, суд приходит к выводу, что основания для признания недействительными подписей избирателей на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ у избирательной комиссии имелись, поскольку факты указания не соответствующих действительности сведений об избирателе имели место и подтверждены надлежащим доказательством.
УМВД России по Кировской области в силу прямого указания избирательного законодательства является уполномоченным органом, обладающим компетенцией по вопросу подтверждения персональных данных избирателей, было привлечено к проверке на основании соглашения с Избирательной комиссией Кировской области о взаимодействии.
Содержащаяся в сопроводительном письме техническая описка о предоставлении сведений в отношении граждан - кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутых Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт", не влияет на возможность использования содержащейся в письме информации, так как из его содержания явно усматривается, что сведения предоставлены на запрос Избирательной комиссии Кировской области о проведении проверки достоверности сведений, указанных избирателями в подписных листах, согласно приложенной к запросу таблице.
Утверждение представителя административного истца о незначительности и несущественности допущенных неточностей и ошибок в сведениях об избирателях основано на неверном толковании норм материального права, поскольку положениями Федерального закона не предусматривается каких-либо исключений из предписания подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ.
Вместе с тем, суд не может согласиться с областной избирательной комиссией относительно признания недействительными подписей избирателей А., Ш.З., П. (2-2-7, 2-69-6, 2-86-4), поскольку указанные в подписных листах сведения об избирателе соответствуют действительности, не противоречат информации, содержащейся в письме Управления по вопросам миграции УМВД России по Кировской области.
Кроме того, из общего числа граждан, обозначенных в письме Управления по вопросам миграции УМВД России по Кировской области, подлежат исключению 18 граждан, подписи которых выявлены при проверке подписных листов и учтены как недействительные по иным ранее изложенным основаниям (2-14-6, 2-20-5, 2-20-7, 2-52-9, 2-91-10, 2-7-5, 2-18-8, 2-34-4, 2-35-10, 2-35-5, 2-41-10, 2-50-2, 2-57-3, 2-62-4, 2-63-8, 2-64-8, 2-79-8, 6-2-8).
Таким образом, на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ признанию недействительными подлежат 111 подписей избирателей.
При таких обстоятельствах, общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составило 233 подписи, что превышает 10 % от общего числа подписей, подлежащих проверке и является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, согласно подпункту "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и части 14 статьи 32 Закона Кировской области от 24.11.2005 N 377-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области".
Из вышеизложенного следует, что оспариваемое постановление областной избирательной комиссии N 201/1540 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт", было принято законно и обоснованно, в пределах ее компетенции. Исследованные при рассмотрении дела доказательства приводят к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, влекущих безусловную отмену решения избирательной комиссии, допущено не было, права и законные интересы избирательного объединения не нарушены, в связи с чем в удовлетворении заявления суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Кировскому региональному отделению Политической партии "Российский объединенный Трудовой Фронт" в удовлетворении административного искового заявления к Избирательной комиссии Кировской области о признании незаконным постановления N 201/1540 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области шестого созыва, выдвинутого Кировским региональным отделением Политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт", - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья В.И. Стёксов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.