Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области Никоновой М.Л. на решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 июня 2016 года по жалобе директора МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушина С.А. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области N 3а-16/24-04-14 от 17 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области N 3а-16/24-04-14 от 17 марта 2016 года директор МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 июня 2016 года, принятым по жалобе Наймушина С.А., постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области N 3а-16/24-04-14 от 17 марта 2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области Никонова М.Л. просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что судьей районного суда неверно истолкованы нормы материального права, а именно положения пункта 1 и пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции"; не принято по внимание вступившее в законную силу решение антимонопольного органа по делу N 24/04-14 (резолютивная часть решения оглашена 19 марта 2015 года, в полном объеме решение изготовлено 02 апреля 2015 года), которым установлено событие административного правонарушения, а именно, факт нарушения МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" пункта 1 и пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения - договора о приеме платежей от физических лиц от 01 октября 2013 года и его реализации путем навязывания гражданам, проживающим в многоквартирных домах по "адрес", находящихся в управлении ООО "УК "ЖКО-1", невыгодных условий - оплаты коммунальных услуг в единственной организации - МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны", что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по приему коммунальных платежей за период с 01 октября 2013 года по 01 сентября 2014 года и созданию другим хозяйствующим субъектам (кредитным организациям) КБ "Хлынов" ОАО, ОАО "Росгосстрах Банк", АКБ "АК БАРС", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Сбербанк" препятствий доступа на товарный рынок, а также не учтено решение Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-3676/2016 от 16 мая 2016 года, которым установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях второй стороной соглашения - ООО "УК "ЖКО-1". Отмечает, что отсутствие в платежном документе полных банковских реквизитов (полного расчетного счета управляющей компании) вынуждает плательщиков осуществлять оплату исключительно в организации, с которой у ООО "УК "ЖКО-1" заключен договор о приеме платежей от физических лиц, а именно с МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны", тем самым МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" ограничивает плательщиков в выборе способа оплаты данных услуг и выборе организации, через которую он производит оплату. В связи с отсутствием полных банковских реквизитов в платежном документе организации, не являющиеся участниками соглашения (договора о приеме платежей от физических лиц от 01 октября 2013 года), но имеющие структурные подразделения в г. В. Поляны, техническую возможность и желание оказывать гражданам банковские услуги по приему и переводу денежных средств в оплату жилищно- коммунальных услуг, фактически не могли предоставлять населению указанные услуги.
В возражениях на жалобу директор МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушин С.А. указал, что МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" осуществляет деятельность непосредственно по приему платежей и никакого отношения к формированию платежных документов и рассылке их гражданам не имеет, существование какой- либо устной договоренности между контрагентами по договору о приеме платежей антимонопольным органом не доказано; само по себе наличие у предприятия сведений о значении скрытых символов в номере расчетного счета ООО "УК "ЖКО-1" обусловлено заключенным между сторонами договором, и не свидетельствует о каком- либо соглашении, заключенном с целью ограничения конкуренции. Кроме того, решение о закрытии последних цифр расчетных счетов управляющих компаний было принято еще в январе 2013 года, то есть до создания юридического лица - МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны", без уведомления и согласия последнего. МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" не участвовало в заключении каких- либо соглашений, имеющих цель ограничение конкуренции на товарных рынках. Виновных действий со стороны МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" не допущено.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области Новикова А.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Обратила внимание на то, что событие административного правонарушения установлено решением Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-3676/2016 от 16 мая 2016 года, принятым в отношении ООО "УК "ЖКО-1". Нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу допущено не было.
Директор МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушин С.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области Новикову А.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражения, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "ЖКО-1" (далее, ООО "УК "ЖКО-1"), зарегистрированное 01 октября 2013 года, на основании договоров управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Вятские Поляны, в том числе по улицам Азина, 19/25; Советская, 51; Урицкого, 35.
На основании постановления администрации города Вятские Поляны от 14 февраля 2013 года N 266 для осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в качестве оператора по приему платежей создано МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны".
01 октября 2013 года между МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" и ООО "УК "ЖКО-1" заключен договор о приеме платежей физических лиц.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора Поставщик поручает, а Оператор по приему платежей принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет Поставщика прием денежных средств от плательщиков (физических лиц) за жилищные услуги, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед Поставщиком за оказанные услуги.
Согласно пункту 1.2 данного договора вознаграждение Оператора по приему платежей за оказанные по настоящему договору услуги устанавливается в размере 0,7% от суммы платежей, принятых в пользу Поставщика.
ООО "УК "ЖКО-1" ежемесячно производит начисление оплаты за жилищно- коммунальные услуги, осуществляет изготовление и рассылку единого платежного документа (счет- извещения) на оплату жилищно- коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах по улицам Азина "адрес" Форма платежного документа (счет- извещения) содержит реквизиты : ООО "УК "ЖКО-1", которое согласно платежному документу является получателем платежа, а именно: ИНН 4307016921, р/счет 40702810600050149ХХХ АКБ "Вятка- банк" ОАО г. Киров, БИК 043304728.
ОАО "Сбербанк России" в лице Кировского отделения N 8612 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на то, что граждане не могут оплачивать услуги ЖКХ ни в одном из филиалов банков, расположенных на территории Вятскополянского района, так как в реквизитах получателя платежа присутствуют скрытые символы и граждане ограничены в выборе наиболее удобной точки оплаты.
В связи с указанным Управление Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области было возбуждено дело N 24/02-14 по признакам нарушения ООО "УК "ЖКО-1" и МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" антимонопольного законодательства.
Вступившим в законную силу решением Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области от 02 апреля 2015 года по делу N 24/04-14 ООО "УК "ЖКО-1" и МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" признаны нарушившими пункт 1 и пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении соглашения - договора о приеме платежей от физических лиц от 01 октября 2013 года и его реализация путем навязывания гражданам, проживающим в многоквартирных домах по улицам "адрес", находящихся в управлении ООО "УК "ЖКО-1", невыгодных условий - оплаты коммунальных услуг в единственной организации - МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны", что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по приему коммунальных платежей за период с 01 октября 2013 года по 01 сентября 2014 года и созданию другим хозяйствующим субъектам (кредитным организациям) КБ "Хлынов" ОАО, ОАО "Росгосстрах Банк", АКБ "АК БАРС", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Сбербанк" препятствий доступа на товарный рынок
Данное решение послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
20 января 2016 года должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области в отношении директора МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушина С.А. составлен протокол N 3а-16/24-04-14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пункта 1 и пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области от 17 марта 2016 года N 34-16/24-04-14 директор МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушин С.А. признан виновным в совершении данного административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Согласно пункту 1 и пункту 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 1); о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (пункт 3).
При этом под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции").
Из содержания названных выше актов антимонопольного органа следует, что нарушение положений пункта 1 и пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции" выразилось в заключении директором МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушиным С.А. соглашения - договора о приеме платежей от физических лиц от 01 октября 2013 года и его реализация путем навязывания гражданам, проживающим в многоквартирных домах по улицам "адрес", находящихся в управлении ООО "УК "ЖКО-1", невыгодных условий - оплаты коммунальных услуг в единственной организации - МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны", что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по приему коммунальных платежей за период с 01 октября 2013 года по 01 сентября 2014 года и созданию другим хозяйствующим субъектам (кредитным организациям) КБ "Хлынов" ОАО, ОАО "Росгосстрах Банк", АКБ "АК БАРС", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Сбербанк" препятствий доступа на товарный рынок.
По результатам рассмотрения жалобы Наймушина С.А. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области от 17 марта 2016 года N 3а-16/24-04-14 судьей районного суда указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины в его совершении.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Кировской областиобратилось в Кировский областной суд.
В силу статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление (решение) не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления (решения), если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Судья вышестоящего суда при пересмотре постановления должностного лица и решения судьи районного суда и сделанных в них выводов не может не учитывать действие статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации составляет один год.
Согласно части 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1- 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.
В силу части 2 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции" резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).
С учетом этого с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.
С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными в ней статьями.
Как усматривается из материалов дела, решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "УК "ЖКО-1" и МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны", послужившее основанием для возбуждения в отношении директора МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушина С.А. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изготовлено в окончательной форме и вступило в законную силу 02 апреля 2015 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться 02 апреля 2015 года и истек 02 апреля 2016 года.
Исходя из системного анализа части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей вышестоящего суда.
В связи с тем, что решением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 июня 2016 года производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушина С.А. прекращено, вынесенное в отношении него постановление о привлечении к административной ответственности отменено, и на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, в настоящее время возможность правовой оценки действий Наймушина С.А. на предмет наличия состава административного правонарушения утрачена, поскольку это ухудшает положение привлекаемого к административной ответственности лица.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о виновности директора МУП "Единый кассовый центр города Вятские Поляны" Наймушина С.А. в совершении административного правонарушения не могут являться основанием для пересмотра состоявшегося по делу судебного решения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области Никоновой М.Л. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области Никоновой М.Л. - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда
О.М. Костицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.