Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи И.А. Харченко
судей Т.С. Онищенко
М.В. Рошка
при секретаре судебного заседания К.П. Лукьяновой
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А.Харченко гражданское дело по исковому заявлению А.О.В. к Филиалу N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании денежных средств по проезду ребенка - инвалида и лица его сопровождающего к месту лечения и обратно,
по апелляционной жалобе Филиала N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2016 года, которым исковые требования удовлетворены, -
установила:
ДД.ММ.ГГГГ А.О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Филиалу N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании денежных средств по проезду ребенка - инвалида и лица его сопровождающего к месту лечения и обратно. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением и талонами, выданными ГБУ РК "КМ ИАЦ" для обеспечения ребенка ФИО3 и ее, как сопровождающее лицо, проездом к месту лечения ФГБУЗ КБ N имени Л.Г.Соколова ФМБА России "адрес" и обратно. Госпитализация была назначена на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем приехать к этому времени было возможно только на авиатранспорте. В момент обращения к ответчику ей сказали, что в соответствии с пунктом 4.2 Приказа Минсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N обеспечение проезда осуществляется только на железнодорожном транспорте. Ввиду отсутствия прямого железнодорожного сообщения с территории Республики Крым до места лечения, наличия обстоятельств введенного на территории Республики Чрезвычайного положения, а также длительности поездки, проезд на железнодорожном транспорте не позволял своевременно прибыть к месту лечения, в связи с чем ими были приобретены билет на авиатранспорт за свой счет. Сумма денежных средств, затраченных на проезд, составила "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о возмещении затраченных на проезд денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ на указанное заявление, в котором было указано о невозможности возмещения указанных денежных средств. Просила взыскать с ответчика в свою пользу средства, затраченные на пролет к месту лечения и обратно в сумме "данные изъяты", а также просила взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты".
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования А.О.В. удовлетворены.
Взысканы с Филиала N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу А.О.В. средства, затраченные на пролет к месту лечения и обратно в сумме "данные изъяты".
Не согласившись с решением суда первой инстанции Филиал N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подал апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В частности указывает, что нормами действующего законодательства Российской Федерации компенсация расходов за самостоятельно приобретенные проездные билеты льготной категории граждан для проезда к месту лечения и обратно не предусмотрена.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель апеллянта Т.Ю.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала и настаивала на отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в иске.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания по делу не подали, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, их личная явка не признана судом обязательной. При таких обстоятельствах, с учетом положений статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствии иных лиц.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., пояснения представителя апеллянта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии, вышеуказанным требованиям закона обжалуемое решение суда отвечает в полной мере.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 вышеуказанного Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 указанного Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
Согласно пункту 4.4 данного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на инвалидов.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год; Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В абзаце пятом пп. "б" п. 11 названного Порядка предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Из материалов дела усматривается и судом первой инстанции установлено, что малолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом и имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно для себя и сопровождающего его лица.
В декабре 2015 года ФИО3 и ее законному представителю А.О.В. выдано направление на лечение в ФГБУЗ КБ N имени Л.Г. Соколова ФМБА России "адрес". Госпитализация была назначена на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ законные представителя ФИО3 - А.О.В. обратилась в Филиал N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением и талонами, выданными ГБУ РК "КМ ИАЦ", для обеспечения ребенка-инвалида и себя, как сопровождающее лицо, проездом к месту лечения и обратно. Ей сообщили, что в соответствии пунктом 4.2. Приказа Минсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N обеспечение проезда осуществляется только железнодорожным транспортом. Однако в зимний период железнодорожное сообщение между Симферополем и Санкт-Петербургом отсутствует.
Реализуя право своей дочери на лечение, А.О.В. за свой счет приобрела билеты на самолет к месту лечения и обратно по маршруту "Симферополь-Санкт-Петербург"" и "Санкт-Петербург-Симферополь" на общую сумму "данные изъяты".
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, правильно исходил из того, что в связи с предоставлением дочери истицы путевки на лечение у нее возникло право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия полагает, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения ее дочери и обратно со ссылкой на невозможность получения денежной компенсации на оплату расходов по проезду к месту лечения и обратно, тем более авиационным транспортом, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов правом на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Поскольку ответчиком допущено нарушение прав истца по предоставлению ему проездных документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом в связи с отсутствием в зимний период железнодорожного сообщения между Симферополем и Санкт-Петербургом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Выводы суда основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам права, регулирующим данные правоотношения.
Довод жалобы о том, что у А.О.В. была возможность реализовать свое право на бесплатный проезд к месту лечения дочери и обратно путем получения специального талона на бесплатный проезд железнодорожным транспортом, которым она не воспользовалась, у несовершеннолетней ФИО3 не имеется заболевания или травмы спинного мозга, дающего право на авиационный перелет к месту лечения и обратно, признаются судебной коллегией несостоятельными. Данному доводу была дана оценка судом первой инстанции, который обоснованно указал, что действующим законодательством право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, а также возмещение расходов, связанных с приобретением проездных билетов на проезд на междугороднем транспорте, в том числе авиационного сообщения, к месту лечения и обратно за счет собственных средств, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия возможности получения специальных талонов. Выдача таких талонов является лишь способом реализации права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, в том числе, что малолетняя ФИО3 и сопровождающая ее мать А.О.В. относятся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, нахождение малолетней ФИО3 на лечении в медицинском учреждении подтверждено документально, с учетом того, что в зимний период прямое железнодорожное сообщение между станциями Симферополь и Санкт-Петербург отсутствует, пришел к правомерному выводу о том, что у ответчика возникла обязанность возместить А.О.В. расходы, понесенные ею по оплате проезда к месту лечения дочери и обратно в размере "данные изъяты"
По сути, вышеуказанные и иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался представитель ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены или изменения по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала N Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.А. Харченко
Судьи Т.С. Онищенко
М.В. Рошка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.