Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,
судей Аганиной Т.А., Сапрыгиной Л.Ю.,
при секретаре Бойченко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Корнейчука Д.С. на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 04 мая 2016 года по административному исковому заявлению Главы Козыревского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области КОРНЕЙЧУКА Д.С.к Совету депутатов Козыревского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об удалении Главы поселения в отставку,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
установила:
Корнейчук Д.С. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Козыревского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения N 23 от 12 апреля 2016 года "Об удалении в отставку Главы Козыревского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области Корнейчука Д.С". В обоснование заявленных требований указано, что основанием для принятия данного решения явилось неисполнение Главой муниципального образования в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законами и уставом сельского поселения, выразившемся в ухудшении санитарной обстановки в пос. Мирный в результате несанкционированного скотомогильника рядом с поселком и сброса жидких бытовых отходов в лес; нарушении законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ; нарушении бюджетного законодательства в части расходования денежных средств; непередаче имущества, необходимого для решения вопросов местного значения.
Считает, что указанные обстоятельства не соответствуют действительности и не могли послужить основанием для принятия указанного решения. Ряд вопросов к полномочиям Главы сельского поселения не отнесены, инженерные сети пос. Мирный находятся в компетенции муниципального района. Нарушения бюджетного законодательства были допущены в 2013-2014 годах и не могут учтены при принятии оспариваемого решения. Кроме того, решением Совета депутатов его работа за 2014 год признан удовлетворительной и за допущенные нарушения прокуратурой Красноармейского района были приняты меры прокурорского реагирования.
Усматривает нарушение установленного законом порядка удаления в отставку, указывая, что положения статьи 74.1 Федерального закона N 131 - ФЗ по удалению главы в отставку могут быть применены к действующему главе муниципального образования. Он же решением Совета депутатов Козыревского сельского поселения N 1 от 12 января 2016 года уже был удален в отставку. Решением суда от 4 февраля 2016 года указанное решение Совета депутатов N 1 признано незаконным. Однако оно вступило в законную силу только после рассмотрения дела в апелляционном порядке, то есть 11 апреля 2016 года. В связи с чем, считает, в период с 16 января по 11 апреля 2016 года он не был Главой Козыревского сельского поселения, поэтому процедура по удалению его в отставку депутатами в марте 2016 года не могла быть инициирована.
К тому же, в нарушение положений статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ до принятия Советом депутатов оспариваемого решения он не был ознакомлен с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, ему был предоставлен только проект решения об одобрении инициативы депутатов.
В судебном заседании административный истец Корнейчук Д.С. и его представитель Долгополов А.Ю. заявленные требования поддержали.
Представители административного ответчика председатель Совета депутатов Козыревского сельского поселения Латыпова Е.И., Филатова Е.Н., заинтересованное лицо - депутат Совета депутатов Козыревского сельского поселения Егорочкина О.А. иск не признали.
Суд постановилрешение об отказе истцу в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Корнйчук Д.С. настаивает на незаконности оспариваемого решения Совета депутатов Козыревского сельского поселения. В обоснование жалобы приводит те же доводы, что и в заявлении, поданом в суд. Считает, что суд, рассматривая дела, незаслуженно оставил без внимания отсутствие оснований для
удаления Главы поселения в отставку и нарушение процедуры принятия такого решения. Считает, что положения 74.1 ФЗ N 131 могли быть применены только к действующему Главе муниципального образования, а он с 16 января по 11 апреля 2016 года считался удаленным в отставку. Доводы его заявления о нарушении процедуры удаления Главы муниципального образования в отставку необоснованно оставлены без внимания. Не дана оценка тому, что в представительный орган был представлен проект решения об одобрении инициативы депутатов Козыревкого сельского поселения, а не проект удаления Главы в отставку, как этого требует закон. Он не был ознакомлен с проектом решения об удалении его в отставку в окончательном виде. Считает, что обстоятельства, послужившие основанием для удаления его в отставку не соответствуют действительности и не могут являться основанием для принятия решения об удалении его в отставку. Нарушения, положенные в основу решения об удаления его в отставку, допущены иными лицами - МУП "ЖКХ", Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноаремейского муниципального района, а не им. Его отчет о проделанной работе в 2014 году был рассмотрен Советом депутатов, его работа признана удовлетворительной. Указанные нарушения были приняты им во внимание и впоследствии не допускались. Ненадлежащее освещение улиц населенных пунктов связано с недостатком денежных средств.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав Корнейчука Д.С, его представителя Долгополова А.Ю., представителя Совета депутатов Козыревского сельского поселения Кувшинову Л.Б., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 156 Приложения к Закону Челябинской области "О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области" от 28 октября 2004 года N 308-30, Устава Козыревского сельского поселения оно является муниципальным образованием, входит в состав Красноармейского муниципального района Челябинской области; высшим должностным лицом поселения является его Глава, представительным органом - Совет депутатов сельского поселения.
На основании решения Избирательной комиссии муниципального образования "Козыревское сельское поселение" от 14 октября 2012 года N 26 Главой Козыревского сельского поселения на основании является Конейчук Д.С.
Депутаты Совета депутатов Козыревского сельского поселения Коляда СВ., Дарадуля И.И., Егорочкина О.А., Порохина О.Ю. обратились в Совет депутатов с инициативой об удалении Главы поселения в отставку. Соответствующие уведомления, являющиеся копиями их обращений были направлены 09 декабря 2015 года Главе Козыревского сельского поселения Корнейчуку Д.С, Губернатору Челябинской области Дубровскому Б. А.
11 декабря 2015 года Советом депутатов Козыревского сельского поселения принято решение N 34 об одобрении инициативы депутатов сельского поселения от 11 декабря 2015 года.
Заседание по вопросу об удалении Главы Козыревского сельского поселения в отставку состоялось на 12 января 2016 года. Согласно протоколу заседания Совета депутатов за удаление в отставку Главы Козыревского сельского поселения проголосовали восемь из восьми присутствовавших депутатов.
В тот же день Советом депутатов Козыревского сельского поселения принято решение N 1 об удалении главы Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С в отставку в связи с неисполнением в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению иных полномочий, предусмотренных законом, иными федеральными законами, уставом Козыревского сельского поселения, а именно: по организации благоустройства территории с наименованием улиц и номерами домов поселения (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей, номеров домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, необоснованное начисление и выплата премий, без наличия фонда экономии оплаты труда; допущение двойной оплаты труда; необоснованные расходы на оплату транспортных услуг; искажение бюджетной отчетности; необеспечение сохранности муниципального имущества, эффективности его использования; отсутствие контроля за выполнением ведомственных целевых программ, за перечнем их мероприятий, расходованием средств, сроков их реализации; отсутствие контроля за деятельностью МУП ЖКХ "Козыревское"; непредставление отчета перед Советом депутатов и населением за 2014 год. 16 января 2016 года данное решение опубликовано в районной газете "Маяк", что сторонами не оспаривается.
Решение Совета депутатов истец оспорил в районном суде. Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 04 февраля 2016 года исковые требования Корнейчука Д.С. были удовлетворены, решение Совета депутатов об удалении Главы Козыревского сельского поселения Корнейчук Д.С. в отставку отменено ввиду допущенного нарушения процедуры удаления, требование закона о направлении уведомления Губернатору Челябинской области Дубровскому Б.А. не было выполнено надлежащим образом.
21 марта 2016 года депутаты Козыревского сельского поселения Коляда СВ., Дарадуля И.И., Егорочкина О.А., Порохина О.Ю. вновь обратились в Совет депутатов с инициативой об удалении Главы поселения Корнейчука Д.С. в отставку со ссылкой на те же нарушения. В обоснование положены пункт 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131 -ФЗ и пункт 13 части 1 статьи 29 Устава поселения.
22 марта 2016 года ими направлено Главе Козыревского сельского поселения Корнейчуку Д.С. уведомление, к которому приложены копия обращения и проект решения Совета депутатов об одобрении указанной инициативы депутатов. Разъяснено, что поданное ими обращение будет рассмотрено на заседании Совета депутатов 26 марта 2016 года в 14 часов в здании Дома культуры пос. Мирный.
Депутатами выполнено требование о направлении Губернатору Челябинской области Дубровскому Б.А. уведомления от 22 марта 2016 года о наличии обращения об удалении Главы муниципального образования в отставку.
26 марта 2016 года Советом депутатов Козыревского сельского поселения принято решение N 21 об одобрении инициативы депутатов сельского поселения, изложенную в обращении от 21 марта 2016 года "Об удалении Главы Козыревского сельского поселения Корнейчука Д.С. в отставку", назначено заседание Совета депутатов по этому вопросу на 12 апреля 2016 года.
Определением от 11 апреля 2016 года судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда согласилась с решением нижестоящего суда от 04 февраля 2016 года.
12 апреля 2016 года в Совет депутатов Козыревского сельского поселения поступило письмо исполняющего обязанности Губернатора Челябинской области Редина Е.В. с предложением рассмотреть инициативу депутатов Совета депутатов Козыревского сельского поселения об удалении Главы Козыревского сельского поселения Корнейчука Д.С. в отставку с соблюдением требований. статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ с учетом интересов жителей
Козыревского
сельского
поселения
Красноармейского
муниципального района. /
12 апреля 2016 года Советом депутатов единогласно было принято решение N 23 об удалении Главы Козыревского сельского поселения Корнейчука Д.С. в отставку в связи с неисполнением в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом Козыревского сельского поселения Красноармейского муниципального района, выразившися в тех же нарушениях.
Отказывая Корнейчуку Д.С. в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения от 12 апреля 2016 года Советом депутатов Козыревского сельского поселения были соблюдены все требования закона, процедура удаления в отставку соблюдена. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 октября 2011 года N 1264-0-0 "По жалобам граждан Дегтярь Надежды Александровны и Шардыко Юрия Сергеевича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления. При этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности главы муниципального образования при решении вопроса о его удалении в отставку, а также соблюдения прав и законных интересов населения.
Статья 74.1 Федерального закона N 131 включена в главу 10 "Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением" этого Закона. Поскольку данной нормой предусмотрена форма ответственности выборного должностного лица, поэтому, как и любая юридическая ответственность, она является законной при
наличии установленных законом оснований и при строго соблюдении процедуры привлечения к такой ответственности.
Статьей 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1); при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку (пункт 1 части 13); предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (пункт 2 части 13).
Судом первой инстанции тщательно проверено соблюдение требований закона при принятии оспариваемого решения, нарушений, влекущих отмену решения Совета депутатов не установлено. Выводы суда подтверждаются материалами дела и основаны на законе.
Инициирование процедуры по удалению Главы поселения в отставку в период рассмотрения дела в суде на законность решения не повлияло, поскольку незаконность его удаления в отставку в соответствии с решением Совета депутатов Козыревского сельского поселения от 12 января 2016 года в последствие подтвердилась.
Проект решения об одобрении инициативы депутатов решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку соответствует принятому решению. Основания для принятия оспариваемого решения заложены те же, что в решении от 12 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ основанием для удаления главы муниципального
образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Из обращения депутатов следует, что их инициатива об удалении Главы поселения в отставку была вызвана неисполнением им на протяжении более трех месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, что привело к массовым нарушениям прав граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Незаконное бездействие Главы поселения подтверждается материалами дела. Так, согласно заключению соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды от 17 июня 2015 года, данному ведущим специалистом экологом администрации Красноармейского муниципального района Петровой Ю.Н., земельный участок рядом с п. Мирный, принадлежащий Козыревскому сельскому поселению, затоплен сточными водами, на участке организована несанкционированная свалка, эксплуатация напорного канализационного коллектора осуществляется с нарушениями, несоблюдением экологических требований. Аналогичное подтверждение представлено по всем нарушениям.
Согласно письму администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 14 марта 2016 года за время исполнения обязанностей Главы Козыревского сельского поселения Корнейчуком Д.С. допускались нарушения законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ, бюджетного и бухгалтерского. До настоящего времени не передано имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, в связи с изменением Федерального закона N 131 -ФЗ.
Согласно информации прокуратуры Красноармейского района Челябинской области в 2015 году в ходе осуществления надзорной деятельности в отношении Главы Козыревскорго сельского поселения многократно выносились акты прокурорского реагирования (14 раз).
Доводы апелляционной жалобы в данной части направлены на переоценку исследованных доказательств. Из материалов дела
усматривается, что заявителем не принимались достаточные, действенные, своевременные меры по решению вопросов местного значения и проблем муниципального образования.
Доводы жалобы относительно отсутствия его компетенции по поставленным в обращении вопросам, основаны на ошибочном толковании нормы материального права и удовлетворению не подлежат.
Судом не было допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
определила:
решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 04 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КОРНЕЙЧУКА Д.С.^- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.